Внимание произвольное
ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ - разновидность внимания, возникновение и поддержание которого требует умственной и волевой активности человека. В. п. вызывается целью и задачей выполняемой деятельности, что и определяет его переключение на объекты или операции, необходимые для успешного разрешения задачи и достижения поставленной цели. Оно выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют ещё волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться к.- н. деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией В. п. является активное регулирование протекания психических процессов.
Причины развития В. п. по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребёнка при его общении со взрослыми. Как было показано Л.С. Выготским, на ранних фазах развития функция В. п. разделена между двумя людьми - взрослым и ребёнком. Первый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, ребёнок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребёнка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует также отметить тесную связь В. п. с речью. Развитие В. п. у ребёнка появляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем по мере овладения речью, - в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.
Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, В. п. также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека. Однако влияние этих моментов при В. п. не непосредственное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности. Сама деятельность может непосредственно не занимать нас, но т.к. её выполнение необходимо для решения поставленной нами задачи, то и она становится интересной в связи с этой целью.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, 54-55.