Внимание послепроизвольное

ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ - разновидность внимания, связанная с автоматизацией деятельности по концентрации сознания на определённом явлении, процессе и заменой в этой связи волевого усилия интересом, внутренней готовностью к восприятию именно данного явления, а не др. В. п. возникает на основе произвольного внимания и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Если деятельность сильно увлекает человека, то его внимание, которое сначала поддерживалось усилиями воли, быстро переходит во В. п., которое характеризуется длительной устойчивостью. Представьте себе школьника, который решает трудную математическую задачу. Первоначально она может его совсем не увлекать. Он берётся за неё только потому, что её нужно сделать. Задача трудная и сначала никак не решается, школьник всё время отвлекается: он то посмотрит в окно, то прислушается к шуму в коридоре, то бесцельно водит ручкой по бумаге. Ему приходится возвращать себя к решению задачи постоянными усилиями. Но вот решение начато, правильный ход намечается всё более и более отчётливо, задача становится более и более понятной. Она оказывается

хотя и трудной, но доступной для решения. Школьник всё больше и больше увлекается ею, она всё больше и больше захватывает его. Он перестаёт отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным. Однако, в отличие от подлинного непроизвольного внимания В. п. остаётся связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, т.к. здесь нет или почти нет волевых усилий.

Очевидно и то громадное значение, которое имеет В. п. для педагогического процесса. Конечно, педагог, воспитатель может и должен поддерживать внимание уч-ся волевыми усилиями, однако этот процесс весьма утомителен. Поэтому хороший педагог должен увлечь ребёнка, заинтересовать его так, чтобы он работал, не тратя попусту свои энергетические запасы, т.е. чтобы интерес цели, интерес результата работы переходил в интерес непосредственный, в интерес к процессу учения. Ребёнок может делать аппликацию с большим увлечением. У него имеется непосредственный интерес к работе. Однако при изготовлении узора есть целый ряд вещей, которые неинтересны (напр., вычерчивание и вырезание форм). Но так как ему хочется, чтобы его рисунок был хорошим, и так как он знает, что чем точнее он вырежет формы и чем лучше пригонит их друг к другу, тем лучше будет изображение, то это сознание побуждает его со всем усердием приняться и за неинтересную работу. Эта «неинтересная работа» начинает интересовать его всё больше и больше по мере того, как учащиеся входит в неё, и сам процесс работы начинает доставлять ему удовольствие. Опосредствованный интерес переходит у него в интерес непосредственный.

В. п. характеризуется длительной сосредоточенностью, напряжённой интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, 53-54.

Понятие: