Душа (Шапарь)
ДУША — понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии Д. — нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало.
В эллинской философии существование Д. не подвергалось сомнению. Вообще во времена античности обозначились различные мнения о Д. — ее «материальности» и «идеальности». Специальный трактат, посвященный Д., принадлежит Аристотелю и является первым известным собственно психологическим трудом. В нем были систематизированы известные идеи о Д. и выдвинуты и обоснованы некоторые важные положения. Аристотель определяет Д. как сущность живого тела — особый орган, посредством которого тело чувствует и мыслит. В целом Д. смертна вместе с телом, но часть ее, соответствующая абстрактному, теоретическому мышлению, бессмертна.
С точки зрения материализма возникновение понятия Д. связано с анимистическими представлениями первобытного человека, примитивно-материалистически истолковывавшего сон, обморок, смерть и пр. Сновидения воспринимались как впечатления Д., покидающей тело и обретающей независимое существование.
Дальнейшее развитие представлений о Д. происходило в контексте истории психологии, выражаясь в столкновении идеалистических и материалистических учений о психике. Уже в период античности считалось, что орган Д. — головной мозг (Алкмеон), сама же Д. представлялась одним из видов вещества: Д. как огонь (Гераклит, Демокрит), воздух (Анаксимен), как смешение четырех элементов (Эмпедокл). Впервые положение о неотделимости Д. от тела выдвинул Аристотель, согласно которому человеческая Д. у человека выступает в трех модификациях: растительной, животной и разумной. Это учение было преобразовано в идеалистическое во времена средневековья (Фома Аквинский). В новое время Декарт отождествлял Д. с сознанием как с рефлексией субъекта.
В эмпирической психологии понятие о Д. было заменено понятием о душевных явлениях. В научной литературе — философской, психологической и др. — термин «душа» не употребляется или используется очень редко как синоним слова «психика». В повседневном словоупотреблении Д. по содержанию обычно соответствует понятиям психики, внутреннего мира человека, переживания, сознания.
По К. Юнгу, Д. — некая нефизическая реальность, исполненная энергии, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами. Она исполнена противоположностей: сознательное и бессознательное, мужское и женское, экстравертированное и интровертированное...
Проблема состоит в том, что по ряду причин, прежде всего социокультурного плана, человек видит и развивает в себе лишь одну из сторон единой противоречивой пары, а другая остается скрытой и непринятой. Человек должен открыть и принять себя в процессе индивидуации. Скрытые стороны Д. требуют принятия, являясь в сновидениях, символически взывая; нужно уметь увидеть смысл призыва, а игнорирование его, типичное для неподготовленного человека, приводит к дезинтеграции, невозможности саморазвития, кризисным переживаниям и заболеваниям.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Ростов н/Д. Феникс, 2009, с. 134-135.