Нравственный прогресс

НРАВСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС - процесс улучшения нравов. В ряде этических теорий прогресс в области морали не признается. В XX в. возникли пессимистические теории, противопоставляющие идее исторического прогресса идею многообразия исторического опыта (Тойнби), идею цикличности исторического развития (Сорокин), теории о неизбежности противоречия между цивилизацией и культурой (Шпенглер). Шпенглер, в частности, полагал, что цивилизация, как технологическое развитие, приводит к гибели культуры, вытеснению нравственности бездушным интеллектом. Еще ранее идея о том, что развитие эгоистических установок сознания, связанных с удовлетворением материальных интересов, ведет к вырождению нравственности, высказывалась итальянским мыслителем рубежа XVII—XVIII вв. Джамбаттиста Вико. Он сформулировал теорию круговорота, согласно которой нации в своем поступательном движении обязательно приходят к новому варварству, но в целом это положительно, т.к. способствует их возрождению. С позиций сенсуалистической этики, зовущей к простоте нравственных отношений людей, не разделенных эгоистическими интересами, идеи Н.п. критиковал Ж.-Ж. Руссо. По его образному выражению пустыня лучше, чем современное общество людей, разделенных в результате возникновения частной собственности.

Многие возражения против идеи Н.п. были выдвинуты философами под впечатлением ухудшения нравов вследствие опустошительных мировых войн, развернувшихся в XX в., а также вследствие процессов урбанизации, нарушивших традиционные механизмы детерминации поведения, вызвавшие рост преступности, усилившие отчуждение людей.

Тем не менее в истории общества можно обнаружить и очевидные свидетельства улучшения нравов. Это выражается в факте признания равенства всех людей, в осуждении всех форм холокоста, расовой дискриминации, в устойчивых попытках исключения войн как средства решения политических и экономических противоречий между государствами, в разработке международных юридических документов, направленных на охрану прав человека.

Н.п. также выражается в росте чувства ответственности людей за судьбы будущих поколений и вообще всего живого на земле. Экологическое движение зеленых, обсуждение вопросов о правах животных, запрещение во многих странах смертной казни, создание хосписов — современные подтверждения того, что человек добровольно расширяет сферу своей нравственной ответственности, принимает на себя дополнительные моральные обязательства. Все это говорит в пользу признания тезиса о том, что Н.п. существует.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 368-369.

Tags: