Ноэма

НОЭМА (греч. νόημα — мысль) — термин трансцендентальной феноменологии Гуссерля, обозначающий идеальную компоненту интенционального переживания (см. Интенциональность), а именно переживаемое как конституируемый сознанием «интенциональный предмет». В качестве равнозначного употребляется также латинский термин «cogitatum». Понятие «Н.» было разработано Гуссерлем в первой книге «Идей» в рамках проекта трансцендентальной феноменологии. Это понятие в определенном смысле наследует ранее использовавшееся Гуссерлем понятие значения (см. Феноменологическая теория значения), развивая и распространяя его на область всех переживаний сознания. Исследование ноэматических структур как таковых предполагает переход к феноменологической установке и осуществление трансцендентальной редукции.

Н. всегда полагается только как Н. некоторой ноэсы (см. Ноэсис) в сущностном единстве интенционального переживания, причем каждому конкретному переживанию принадлежит конкретная Н. Однако в отличие от ноэсы Н. не является реальной составной частью переживания сознания, ее связь с ноэсой лишь интенциональна.

Необходимо строго отличать интенциональный и действительный объекты. Интенциональный объект — это прежде всего тот предметный смысл, или «содержание», которое осознается в переживании и посредством которого Н. относится к объекту переживания. Один и тот же объект переживания может различным образом «проявляться» («оттеняться») по мере своего осознания, поэтому одному объекту может соответствовать несколько Н., в то же время одной Н. всегда соответствует только один объект.

Полная Н. — достаточно многослойное образование, включающее целый комплекс ноэматических моментов. Предметный смысл («что» Н.) является необходимым ядром всякой Н., в нем сущностно фундированы все другие ее моменты. Основой или центральным пунктом смыслового ядра выступает чистый носитель («субъект») возможных предикатов, чистое предметное X («нечто») в абстракции от всех своих содержательных определений. Вокруг этого центра объединяется предикативное содержание предмета, актуально данное и горизонтно подразумеваемое в нем. В потоке переживаний и их модификаций смысловое содержание может изменяться, однако сам предмет как нечто, подлежащее осмыслению, неизменно сохраняет свою самотождественность. Предмет в единстве своих определений образует «абстрактную форму» ноэматического ядра, которому придает конкретность момент квалификации переживаемого предмета со стороны способов данности (например, по степени ясности). Помимо предметного смысла, к составу полной Н. принадлежит «тетическая характеристика», т.е. характер полага- ния бытия предмета (например, в качестве достоверного, сомнительного, вероятного, нравящегося, желательного и т.д.). Единство характера полагания бытия и смыслового ядра Н. логически выражается в «предложении».

Г. Г. Шпет усматривает в качестве центрального момента в структуре Н. «внутренний смысл», «энтелехию» самого предмета, содержащую его телеологическое определение.

Литература:

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. I. Общее введение в чистую феноменологию. М., 1999;

Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск, 1996 (см. здесь же Послесловие Е.В. Борисова);

Фоллесдаль Д. Понятие ноэмы в феноменологии Гуссерля /Методологический анализ оснований математики. М., 1988.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 365.

Понятие: