Ноэсис

Ноэсис и ноэма (СЗФ.ЭС, 2009)

НОЭСИС И НОЭМА (от греч. noesis - мышление и noema - мысль) - термины античной философии, использованные Э. Гуссерлем для описания структуры интенциональности как «сознания о...». Ноэтические компоненты переживания (ноэсис) характеризуют направленность сознания на предмет как акт придания смысла. Вместе с «оживляемым» ими чувственным материалом, или «гилетическими данными» (от греч. hyle - материя), они составляют предмет «реального» анализа, в котором переживание предстает как непрерывная вариация, поток феноменологического бытия с его определенными частями и моментами, актуальными и потенциальными фазами...

Ноэсис и ноэма (Грицанов, 1998)

НОЭЗИС и НОЭМА (греч. noesis - мышление, noema - акт мышления) - понятия, фиксирующие модус процессуальности интенциального сознания (ноэзис как "я мыслю") и объективное содержание мышления (ноэма как конституированный в мышлении объект). Вводятся в философский оборот Платоном (см. Эйдос). Аристотелем мышление трактовалось как комбинаторика ноэм, а истина - как их адекватное сочетание. В феноменологии Гуссерля - понятийные структуры, посредством которых сознание анализируется, исходя из его существенных структурных моментов. Сознание понимается как интенциональное, т.е.

Ноэсис (Кузнецов, 2007)

НОЭСИС (греч. … — мышление) — термин, употребляемый в феноменологии Гуссерля для обозначения реальной компоненты интенционального переживания (см. Интенциональность), образуемой направленными актами сознания — ноэсами (ноэтическими моментами). Используются также латинские эквиваленты греческого термина: «cogitatio» и «cogito». Исследование ноэтических структур, т.е. «реальный анализ» переживаний в их собственной сущности, предполагает переход к феноменологической установке и применение феноменологического метода. Понятие Н.