Сенсуализм (Кириленко, Шевцов, 2010)

СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus - чувство, ощущение) — философское направление в теории познания, согласно которому основным источником и содержанием знания является ощущение, кото-рое обладает свойством самообоснованности, достоверности. С. тесно связан с эмпиризмом, составляет его гносеологическую основу. Эмпиризм шире С., используемое им понятие опыта многозначно и не сводится только к ощущениям.

С. может быть связан как с идеализмом, так и с материализмом. Он — необходимая составляющая материалистической теории познания. Ощущение рассматривается в материалистически понятом С. как отражение окружающего мира. С., связанный с субъективно-идеалистическими концепциями, видит в ощущениях ту непреодолимую границу, которая отделяет нас от объективного мира. Сенсуалистические идеи на материалистической основе высказывались еще античными атомистами. Субъективистскую трактовку ощущений можно обнаружить в высказываниях софистов. Сенсуалистические идеи присутствуют и в произведениях стоиков.

Расцвет С. — XVII-XVIII вв. Гоббс, Гассенди, Локк развивали С. на материалистической основе. Беркли и Юм рассматривали ощущение, восприятие и создаваемый на их основе в нашем сознании мир явлений единственно доступным человеку. Для Беркли всякий чувственный опыт — внутренний, он не несет информации о том, что находится за пределами наших восприятий. Яркими представителями материалистического С. были Дидро, Гельвеций, Ламетри. Кондильяк выводит из ощущения все сложные духовные способности человека — память, воображение, внимание. К С. относят и материализм Фейербаха. О применимости термина «С.» к теории познания марксизма можно говорить с известными оговорками. Хотя чувственность признается в марксизме в качестве основного источника познания, но марксизм возражает против самообоснованности ощущения как критерия истины, против сведения всего содержания нашего познания к сфере чувственности. Субъективистским вариантом С. был также эмпириокритицизм. 

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 328-329.

Понятие:

Яндекс.Метрика