Нирвана (Кузнецов, 2007)

НИРВАНА (санскр., пали — ниббана, букв, прекращение существования, угасание, затухание) — одна из базовых категорий индийской религиозно-философской мысли, обозначающая состояние, приобретаемое в результате освобождения; конечную благую цель всякого бытия, а также высший уровень бытия в противоположность феноменальному уровню бытия — сансаре. Термин появился в буддизме. В различных вариантах буддийского учения были разработаны различные концепции Н. В раннем буддизме Н. есть состояние просветления, обретаемое  после смерти эгоцентрической личности. Считалось, что это состояние неописуемо, что его можно определить только отрицательно, как отсутствие страданий, отсутствие желаний, отсутствие иллюзий, необусловленность и т.д. Такая Н. достигается еще при жизни тела в момент просветления. Именно ее достиг бывший царевич Сиддхар тха Гаутама под деревом бодхи, когда стал Буддой. В этот момент он не только достиг освобождения, он узрел в страдании сущность феноменального бьггия, причину страдания — в волнении дхарм, Н. как вечное блаженство и путь, ведущий к ней. После физической смерти тела он достиг полной Н., называемой махапаринирваной.

Изложенное понимание Н. высвечивает психологическую перспективу. С точки зрения онтологической перспективы Н. есть процесс затухания безначального волнения элементов реальностидхарм. Н. есть вечный покой, к которому стремится каждая дхарма. Стремление к Н. не заложено в каждую дхарму как некая интеллектуальная способность, она придается комплексам дхарм, из которых конструируются живые существа, специальными дхармами — дхармами пути к освобождению: чистой «мудростью» и др. Неодушевленные вещи в буддизме вообще не имеют самостоятельного существования, конструирующие их дхармы вспыхивают в сочетаниях дхарм, создающих иллюзию личности, воспринимающей названные вещи.

В буддизме махаяны появляется новая концепция Н. Здесь подлинной реальностью провозглашается не безначальный поток дхарм (дхармы объявляются такой же иллюзией, как и их проявления в феноменальном мире), а Абсолют (Таттхата), безатрибутный и рационально непознаваемый. Абсолют отождествляется с Буддой в «теле дхармы» (дхармакая), он провозглашается вездесущим и изначально присутствующим в каждой личности. Н. также отождествляется махаянистами с Абсолютом. Наличие в каждом Абсолюта, или качества Будды, гарантирует достижение каждым Н. С этой точки зрения можно говорить, что Н. достигает не отдельный человек и не комплекс дхарм, а истинно-сущее, Абсолют, который стремится избавиться от безначального бывания. Путь к успокоению Абсолюта лежит через индивидуальные усилия каждой личности, через индивидуальное спасение, «...спасая себя, индивидуум тем самым спасает все истинно-сущее, частью которого он является сам» (Розенберг О.О. Проблемы буддийской философии / Труды по буддизму. М., 1991. С. 193).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 359-360.

Понятие: