Прагматизм (Кириленко, Шевцов, 2010)

ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma — действие, практика) — философское на-правление, представители которого полагают, что основным критерием оценки как познавательной деятельности, так и всех проявлений культуры является соответствие их жизненной практике, опыту. Родина прагматизма — США. Термин «Прагматизм» введен в 70-х годах XIX века признанным родоначальником прагматизма американским философом Ч. С. Пирсом (1839-1914). Представителями этого направления являются У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид, Р.Рорти (США), Ф. К. С. Шиллер (Англия), Дж.Папини (Италия) и др. Порой сторонники прагматистских идей вводили собственные названия для этого направления, в чем усматривали «открытость» и антидогматичность прагматизма. Так, Дж.Дьюи называл себя сторонником инструментализма, У.Джемс часто заменял термин «Прагматизм» на «радикальный эмпиризм», Ф. Шиллер классифицировал свою философию как «гуманизм». Даже Ч.Пирс в полемике с У.Джемсом ввел новый термин «прагматицизм». Хотя У.Джемс утверждал, что П. — это не какая-то особая теория, но всего лишь метод, помогающий избежать построения замкнутых философских систем, всё же прагматизм имеет все признаки вполне самостоятельной философской теории.

Истоки П. разнообразны. К числу мыслителей, так или иначе повлиявших на возникновение П., относятся Дж. Локк, Д. Юм, И. Кант, А. Шопенгауэр, Г. Спенсер, Фр. Ницше, А. Бергсон. Одним из краеугольных камней П. является эмпиризм. Но его сторонники П. считали не рабским следованием непокорным фактам, а орудием борьбы с косностью рассудочных схем. П. избегает, по словам У.Джемса, признанного лидера П., «абстракций, вербальных решений, априорных оснований, фальшивых принципов, замкнутых систем, ложных абсолютов». Опыт — одна из центральных категорий П. Опыт в понимании П. не есть только совокупность ощущений; это не только опыт познающего субъекта, но жизненный опыт действующего, волевого субъекта. В связи с этим понятным становится интерес П. к философии Шопенгауэра. Воля — это готовность действовать. Мысль, представление становятся инструментом действия, направляемого волей.

Критика традиционной метафизики И. Кантом с ее постоянным стремлением выйти за границы человеческого опыта также стала важной предпосылкой доктрины П. Вместе с тем П. воспринял и идею необходимости «полезных фикций», высказанную в послекантовской философии. Философия не растворяется в научном методе, она — выразитель жизненных потребностей. Тем самым П. воспроизводит значительную часть идей «философии жизни». Понятие «жизнь» фактически трансформируется в П. в понятие «опыт», лишается надындивидуального значения. Центральным элементом опыта является человеческое действие, которое носит целесообразный характер и в той или иной форме осознано нами. Вся человеческая познавательная деятельность нацелена на то, чтобы сделать это действие успешным. Мышление — это достижение «готовности и привычки действовать», перейдя от не-решительности и сомнения к убеждению, к «вере» в правильность избранного пути.

Прагматистской «максимой» является так называемый «принцип Пирса», согласно которому какое-либо представление о вещи есть представление о всех возможных действиях с этой вещью либо совокупность чувственных впечатлений, связанных с вещью. Выбор того или иного действия с вещью не предопределен. В любое время сохраняется возможность появления непредвиденного, случайности. Так формулируется еще один принцип П. — так называемый «тихизм» (от греч. tyche — случай). Возможность действовать при отсутствии жесткой детерминации, предопределенности человеческих действий хотя и расширяет возможности человеческой свободы, но не ведет к произволу.

Следующее фундаментальное положение П., сформулированное Пирсом и развитое У.Джемсом, — «синехизм» (от греч. syneches — непрерывный), или принцип непрерывности опыта. Любое научное высказывание описывает непрерывность, поскольку рассчитывает на «постоянство привычек» Вселенной, на склонность всего существующего к повторению, на отсутствие прерывов постепенности. Так называемые законы природы — это статистические регулярности, полностью рассчитывать на постоянство природы нельзя. Непрерывность опыта, помимо склонности к сохранению законов-привычек», заключает в себе постоянную возможность продвижения вперед в научном исследовании; наука не может прерваться, споткнувшись о «конечные» элементы Вселенной, будь то атом или идеи.

«Синехизм» решает еще одну задачу — избавляет философию от бремени дуализма, от противопоставления материального и идеального. Главная ошибка эмпиризма прошлых веков — утверждение, согласно которому опыт состоит из изолированных ощущений. Джемс считает, что «сознание не явлено себе самому разрубленным на мелкие куски, оно не есть нечто составное, оно течет». В опыте нет абсолютного различия между мыслями и вещами. Вместе с тем «умственный огонь не зажжет реальные щепки». Физический мир — это наиболее стабильная часть хаотического мира. Опыт и прерывен («тихизм»), и непрерывен («сине-хизм»). Прерывность не абсолютна, она принимает форму «сцепления», сгущения внутри самого опыта.

Еще один основополагающий принцип П. — фаллибилизм (англ. fallibility — подверженность ошибкам) — учение о принципиальной незавершенности, относительности нашего знания, связанной с непрерывностью опыта. Прагматистский метод проверки степени научности гипотез основан на прослеживании соответствующих данной гипотезе следствий. П. выступает против теории корреспонденции, то есть понимания истины как копирования реальности. Единственная реальность — это человеческий опыт, в который входят ощущения, верования, взаимодействия понятий. Истина, с этой точки зрения, есть степень согласованности элементов опыта (Ф. Шиллер). Джемс рассматривает истину в качестве разновидности блага — полезности. Полезность истины определяется ее последствиями — рациональным поведением человека в соответствии с теоретическими утверждениями. Полезность можно рассматривать как способность истины стать основой человеческих убеждений, веры, побуждающей действовать.

Дьюи рассматривает истину как знание, произведенное в согласии с научным методом и находящееся в согласии с «идеальным пределом». Поскольку опыт постоянно видоизменяется, то истина не статична, это процесс. Достаточно широкое понятие истинности позволяет П., в отличие от позитивизма, придать метафизическим теориям определенную степень истинности. Метафизические теории отличаются от научных крайним разнообразием следствий. В отличие от ученых, метафизики говорят, что нет ничего, что не могло бы случиться. Трудно предпочесть одну метафизическую теорию, утверждающую, что мир создан Богом, другой, полагающей, что она существует от века: обе эти теории могут продуцировать любые следствия. Вместе с тем всё же возможно отдать предпочтение теизму, поскольку он утверждает, что возможно изменение мира к лучшему, материализм же не оставляет надежды, считает Джемс. В неогегельянстве также присутствует определенное количество полезных следствий: его сторонники как бы утверждают, что «Вселенная в хороших руках», человек может передохнуть в своем стремлении улучшить мир. Дьюи признаёт определенную полезность системы Гегеля, который сломал перегородки между Богом, миром и человеком, материальным и духовным, утвердив непрерывность опыта.

С точки зрения П., перед человеком открывается неограниченное поле возможностей, если он снимет те самоограничения, которые накладывает на себя с помощью традиционных философских систем. Теоретик анархизма Ж. Сорель считал возможным сделать П. орудием революционной борьбы, открывающим путь к построению полезных «социальных фикций». Эти же идеи получили распространение в среде русской социал-демократии (А.Луначарский). П. стал основой систем обучения и воспитания. Его идеи легли в основу культурного критицизма современного американского философа Р. Рорти (род. в 1931 г.). В традиционной философии, считает Рорти, господствовал образ ума как «зеркала природы». Философия играла роль «трибунала чистого разума», носителя абсолютной истины. Сточки зрения Рорти, истина есть то, во что нам необходимо верить. Философия ныне теряет системосозидающую функцию, становится обучающим мышлению орудием. Рорти отказывается от выбора определенной философской системы; он сторонник философии как «нескончаемого дискурса». Инструментом неопрагматистской полезности становится ирония, которая позволяет увидеть ограниченность любой точки зрения и вместе с тем ни одну не отвергнуть.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 296-298.

Понятие: