Научная революция
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - одно из основных понятий современной философии науки, введенное в научный оборот Т. Куном в его работе «Структура научных революций». Н.р. - это процесс смены парадигм. В период нормальной науки (когда ученые заняты решением задач-головоломок, т.е. таких, которые в принципе имеют решение в рамках данной парадигмы) рано или поздно возникает ситуация, когда ученые приходят к выводу, что некоторая задача не может быть решена в рамках данной парадигмы. Такие задачи Кун называет аномалиями. Однако наличие одной или нескольких аномалий еще не означает смены парадигмы (в этом Кун спорит с фальсификационизмом К. Поппера). Со временем количество аномалий растет, и становится очевидным, что парадигма больше не может справиться со своими задачами. Это состояние Кун называет кризисом. Период кризиса — это период конкуренции между альтернативными теориями, однако Кун считает такое состояние ненормальным для науки. Кризис заканчивается, когда одна из теорий доказывает свои возможности по наиболее эффективному разрешению существующих проблем и ее принимает большая часть научного сообщества. Эта теория закладывает основы новой парадигмы.
Решение о выборе новой парадигмы не может быть обосновано исключительно рациональными, логическими средствами. Более того, по формальным причинам старая парадигма лучше (она более подробно разработана, уточнена, объясняет большее количество проблем). Выбор новой парадигмы в значительной степени определяется нерациональными факторами, такими, например, как возраст ученого, его личные амбиции и пр. («решение подобного рода может быть основано только на вере»). Данный вывод Куна вызвал многочисленную и ожесточенную критику, поскольку ставил под вопрос рациональность научной деятельности.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 349.