Натуралистическая эпистемология

НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — в широком смысле направление в эпистемологии, развиваемое на основе естественнонаучных теорий. В узком смысле — особый вариант Н.э., основоположником которого является американский философ У. В.О. Куайн, рассматривающий эпистемологию «как часть психологии, а следовательно, как часть естественной науки». Защищая ослабленный вариант эмпиризма, Куайн формулирует основной вопрос своей эписте-мологической программы: каким образом из скудного входа (воздействие волн и частичек на поверхность нашего тела) мы создаем такие богатые и разнообразные научные тео-рии или, более широко, как происходит обучение вообще? Исследование осуществляется в контексте обучения языку и разбивается на два основных этапа: а) от стимула к предложениям наблюдения (отношение R1); б) от предложений наблюдения к теоретическим предложениям (отношение R2). R1 и R2 понимаются не как логические отношения, а как эмпирические и изучаются в рамках психологии. Первичным языковым элементом у Куайна выступают не термины, а предложения, что выражает его принципиальную холистскую позицию. Значение слова зависит от той роли, какую оно играет в предложении. Короткие предложения заучиваются целиком в соответствии с определенным стимулом. Сложные предложения образуются посредством синтеза на основе аналогии, путем использования слов из других предложений, где они уже встречались. Обучение языку трактуется как приобретение привычки отвечать определенным образом при определенных условиях. Для этого необходима определенная группировка воспринимаемых ситуаций, т.е. стандарты перцептуального сходства, которые могут быть как приобретенными, так и врожденными. Перцептуальное сходство следует отличать от физически явного рецептуального сходства. Каждый глобальный стимул есть упорядоченная подсеть нервных окончаний, которые могут быть сходными в физическом смысле. Элементами психологического механизма, позволяющего обучаться, т.е. формировать стандарты перцептуального сходства, являются: следы, броскость, удовольствие. Основными ступенями в овладении языком являются: предложения наблюдения, предикаты наблюдения, категориалы наблюдения. Категориалы наблюдения, имеющие логическую форму «если А, то В», представляют собой некоторый аналог миниатюрной научной теории.

Литература:

Куайн У. В.О. Слово и объект/ Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986;

Кезин А.В. Эпистемология в лодке Нейрата / Профессионалы за сотрудничество. М., 1997;

Quine W.V. From Stimulus to Science. Cambridge, London, 1995.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 346-347.