Марксизм (Лопухов, 2013)
МАРКСИЗМ — система теоретических (философских, экономических, социологических) взглядов немецких ученых К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820— 1895), а также ряда их последователей. Марксизм в совокупности своих идей и положений призван был доказать необходимость и неизбежность коммунизма как высшей общественной формации. Философская доктрина марксизма исходит из признания первичности материи и вторичности всех форм сознания, их зависимости от материальных процессов, всё многообразие которых подчинено основным законам диалектики.
Экономическая часть марксизма («Капитал») скрупулезно исследует европейскую капиталистическую систему XVIII-XIX вв. как систему господства частной собственности, тотальных рыночных отношений, как систему эксплуатации наемного труда. Подобная эксплуатация, как доказывается в марксизме, осуществляется в скрытом акте присвоения капиталистом так наз. прибавочной стоимости, создаваемой пролетариатом в процессе производства. Общественный характер производства и частный характер присвоения прибавочной стоимости, с одной стороны, является смыслом капиталистического предпринимательства и основой могущества капиталистической системы в целом, с другой стороны, между ними возрастают, ширятся, обостряются противоречия. Наступает момент, когда частная собственность и частное присвоение становятся тормозом для дальнейшего развития общественного производства. Капиталистические производственные отношения всё более и более сковывают развитие производительных сил общества. Происходящее в экономической сфере осознается в идеологии революционного класса — пролетариата и превращается в политическую доктрину свержения устаревшей политической и экономической системы. «Экспроприаторов экспроприируют». Капиталистическая общественно- экономическая формация уступает место более совершенной, более гуманной — коммунистической, в которой на базе общественной собственности полностью упраздняется эксплуатация человека человеком, осуществляется переход из «царства необходимости в царство свободы». В марксистской социологии (научном коммунизме) утверждаются принципы так наз. исторического материализма. В основу исторического развития кладется закон соответствия производственных отношений типу и уровню развития производительных сил. В ситуации нарушения этого соответствия (производственные отношения сковывают дальнейшее развитие производительных сил) включается социальный механизм классовой борьбы, классового насилия, высшей формой которого является социальная революция. В результате революции к власти приходит революционный класс, который и создает новые общественные (политические, экономические, духовные) условия для дальнейшего развития производительных сил. Применительно к классическому капитализму таким революционным классом, способным ликвидировать окончательно систему эксплуатации человека человеком, является пролетариат, руководимый своим политическим авангардом — коммунистической партией. Историческая миссия пролетариата и пролетарской партии, согласно марксизму, огромна. Они должны не только вывести все человечество из «капиталистического ада» и провести его через «чистилище диктатуры пролетариата», но и ввести в интернациональный, высокопроизводительный «коммунистический рай», на воротах которого будет начертано: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».
Марксизм, как небесспорная, но все же научная концепция, претерпел быструю вульгаризацию в начале XX в. в леворадикальных кругах Европы и России и утвердился в СССР в качестве тоталитарной партийной идеологии. В конце концов стало очевидным, что ряд важнейших положений марксизма утопичен, иллюзорен. Многие выводы потеряли свою былую актуальность. Однако следует признать, что в марксизме присутствуют фрагменты, имеющие историко-познавательную и научную ценности, вполне соответствующие рационалистическому менталитету Западной цивилизации. Так или иначе данное учение нуждается в деидеологизации, теоретическом переосмыслении и уточнении. Наиболее удачным опытом творческого применения марксизма следует признать деятельность западной социал-демократии, не отринувшей капитализм, но превратившей его в «дойную корову» гражданского общества. К тому же не следует забывать, что марксизм остается важным пластом мировой духовной культуры и научной мысли. Самое основное в нем — дух активного преобразования мира человеком, стремление устроить этот мир на основах разума и справедливости.
Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 201-204.