Либерализм (Лопухов, 2013)
ЛИБЕРАЛИЗМ — идейное и общественно-политическое течение, отстаивающее незыблемость естественных прав и свобод человека, трансформированных в правовом государстве в гражданские права, в права личности (на жизнь, свободу, безопасность, счастье, собственность, семью и т. д.). Принцип свободы личности, ее свободного существования, развития, деятельности, ответственности за собственное благополучие является фундаментальной ценностью в либеральной идеологии, носителем которой впервые выступила ранняя буржуазия Европы, противостоящая феодально-сословному и самодержавно-бюрократическому консерватизму. Основы же либеральной идеологии были заложены в трудах английских рационалистов Д. Локка, Т. Гоббса, французских просветителей и в экономической доктрине А. Смита. Экономические постулаты либерализма, сформулированные А. Смитом, сводятся к требованию простора частной инициативы, свободы предпринимательства, неприкосновенности частной собственности, ликвидации регламентации экономической жизни. Свободный рынок и свободная конкуренция являются для либерализма условием экономического прогресса и эффективности. В социальной сфере либералы требовали обеспечения равенства всех людей перед законом (равенство возможностей), разрушения сословных и кастовых перегородок, создания неограниченных возможностей для социальной мобильности. Социальный статус, престиж, возможности того или иного человека должны напрямую зависеть от результатов его собственной деятельности, а не предписываться властью. Политическая доктрина либерализма базируется на идеях незыблемости политических прав и свобод человека, реального обеспечения идеологического и политического плюрализма, терпимости к инакомыслию, разделения властей. Идеалом общественно-политического устройства для либералов выступает правовое государство и гражданское общество. Духовная жизнь общества, согласно либеральной доктрине, должна основываться на принципах свободы взглядов и убеждений, освобождения индивидов от подчинения церкви, праве личности самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности. Непременным условием реализации всех этих принципов и доктрин выступает ограничение государственного вмешательства в общественную и частную жизнь. Государству отводится роль «ночного сторожа», охраняющего общественный порядок и защищающего страну от внешней угрозы.
Классический либерализм XVIII—XIX вв. проделал определенную эволюцию и сформулировал ряд новых идей и принципов, составляющих содержание неолиберализма. Неолиберализм несколько иначе понимает экономическую и социальную роль государства, включая в число его функций защиту свободы предпринимательства, рынка, конкуренции от угрозы монополизма, разработку общей стратегии экономического развития, социальную защиту малообеспеченных групп и слоев населения. Сторонников же классического либерализма, по-прежнему ориентирующихся на уменьшение роли государства во всех сферах общественной жизни, ныне причисляют к буржуазным консерваторам (либерал-консерваторам). Несмотря на очевидное торжество либеральной идеологии в странах «развитого капитализма», в мире все более осознается несостоятельность его либеральной унификации, как когда-то попытка унификации коммунистической. Либеральная модель уже не в состоянии обеспечить моральный, экологический, духовный прогресс, восстанавливающий нарушенные связи между культурой и природой. В свете обострения глобальных проблем будущее человечества выглядит сложнее и проблематичнее, чем это представляется в той или иной идеологической (в том числе и либеральной) интерпретации. Требуется поиск иных мировоззренческих основ будущего мирового порядка.
Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 190-192.