Микрокосмос и макрокосмос (Кузнецов, 2007)
МИКРОКОСМОС И МАКРОКОСМОС (греч. …— малый мир, … — большой мир) — понятия, при помощи которых излагается учение о параллелизме человеческого организма и Вселенной. Суть этого учения состоит в постулировании аналогии между человеческим организмом и природой, такие аналогии весьма характерны как для древнеиндийской мифологии и философии, так и для древнегреческой философии. На основании аналогии макрокосмоса с человеком доказывалось их одинаковое устройство, что фактически снимало вопросы о специфике человеческого сознания, природе морали, человеческом понимании красоты и пр. В этом случае с макрокосмоса по аналогии моделируется устройство человека. Этот ход мысли позволял свести познание космоса к самопознанию. Обратное рассуждение от микрокосмоса ко Вселенной являлось основанием для наделения последней антропоморфными чертами: душой, умом, разумным порядком, жизнью, моральными качествами. Параллелизм М. и м. явился удобным средством аргументации как в патристике (человеческий микрокосмос отражает весь универсум природных и божественных связей), так и в оппозиционной ортодоксальному христианству средневековой схоластике (последовательный параллелизм М. и м. неумолимо подталкивал к построению пантеистических космогоний). Многих сторонников аналогия между М. и м. имела в натурфилософии Возрождения XV-XVI вв. с характерным для нее пантеизмом и органицизмом. В дальнейшем эта аналогия использовалась в немецкой натурфилософии XVIII — начале XIX в. (Гердер, Гёте, Шеллинг), в XIX в. нашла выражение в мировой воле Шопенгауэра.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 327-328.