Материя (Кузнецов)

МАТЕРИЯ (от лат. materia — материя, вещество, первичное начало) — философская категория для обозначения первичной данности любого предмета, того начала (субстанции), из которого происходят эти предметы. Субстанция в данном случае есть подлинный всеобщий материальный субстрат (основа) всех вещей и процессов в мире. Аристотель вводит понятие М. как абстрактной потенции, которая реализуется в виде различных форм в мире явлений. Согласно Аристотелю, М. переходит из возможности в действительность благодаря форме. М. реализуется и в живых организмах, и в произведениях искусства, созданных человеком.

Спиноза и Декарт рассматривают М. наряду с духом как один из двух взаимно дополняющих аспектов мира. М. наделяется ими свойством протяженности, т.е. реального существования в пространстве. Критическая философия Канта показала, что пространство, являясь формой созерцания, не может быть объективным и протяженным. М., с точки зрения Канта, должна иметь бытие в себе и для нас. «Внешние вещи, — писал Кант, — а именно М. во всех ее формах и изменениях, есть не более как явления, т.е. представления в нас, действительность которых непосредственно осознается нами». Методологические принципы механистического естествознания допускали редукцию сознания к М., но в то же время исключали сведение явлений в мире вещей к духовным силам. Поэтому категория М. приобрела статус особой реальности, независимой ни от человеческого духа, ни от сверхъестественных сил.

В естествознании XIX в. самостоятельную роль наряду с дуализмом М. и духа стал играть и дуализм силы и вещества. Последующее развитие науки показало, что каждое силовое поле содержит энергию, а потому может рассматриваться как особая форма М., т.е. к пониманию М. как вещества было добавлено понимание ее как поля (электромагнитного и гравитационного), не исключены и какие-либо неизвестные науке виды М. Важно то, что материальная субстанция не может быть сведена к какому-либо конкретному виду М. и что все совокупные виды М. образуют объективную реальность. Современное понимание М. основывается на принципе материального единства мира (откуда следует первичность М. по отношению к сознанию) и принципе познаваемости мира.

Важнейшей современной проблемой науки остается проблема единства М. Исследования строения вещества и эволюции Вселенной направлены на решение этой проблемы. Современная наука решает эти проблемы на основе экспериментальных методов и теоретического моделирования реальных объектов и явлений.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 313-314.

Понятие: