Локаята
ЛОКАЯТА (санскр. букв.: распространенный в мире или признающий реальность феноменального мира) — название одной из неортодоксальных систем философии, часто не вполне корректно отождествлявшейся с материализмом. Как отмечал известный индолог Балле Пуссен, материалистической школы, или системы в точном смысле слова, в Индии никогда не было (см. его статью: De la Valle Poussin L. Materialism (Indian) // Encyclopaedia of Religion and Ethics / Ed. by James Hastings. - In Vols. 1-12. Vol. 8. Edinburg, 1926. P. 493-494). Термин «Л.» появляется в буддийских текстах шра- манской эпохи (VI—V вв. до н.э.) и первоначально обозначает одну из дисциплин, входящих в систему классического брахманского образования. В «Локаятика-сутте» из собрания Самъютта-никаи брахманы-локаятики характеризуются как диалектики, специализирующиеся на доказывании и опровержении парных тезисов и антитезисов. Сами тезисы воспроизводятся в другом буддийском памятнике «Ланкаватара-сутре» (начало 1-го тысячелетия): «Все создано кем- то — Ничто никем не создано», «Все невечно — Все вечно» и т.д. Есть указания и на то, что локаятики упражнялись и в софизмах (например, в комментарии на палийский канон Будцхагхосы), за что последний называет их витандиками — диспутантами, не выдвигающими своих доктрин и занятых разрушением чужих. В «Артхашастрах» Каутильи (текст датируется IV в. до н.э. — III в.) Л. называется уже в числе философских систем. В средневековых индуистских текстах происходит слияние Л. с чарвакой.
Главным источником системы считаются несохранившиеся сутры Брихаспати, о содержании которых можно судить по полемике с локаятиками, отраженной в текстах всех других систем религиозно-философской мысли. В конце XII в. была попытка восстановить сутры локаятиков по разным источникам, но она не удалась, т.к. аутентичность фрагментов была сомнительной и остается таковой до сих пор (см. Чарвака).
Литература:
Чаттопадхьяя Д. Локаята Даршана. История индийского материализма. М., 1961;
Он же. Живое и мертвое в индийской философии. М., 1981;
Шохин В.К. Брахманистская философия. М., 1994;
Он же. Первые философы Индии. М., 1997.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 297-298.