Религия (Кузнецов)

РЕЛИГИЯ (от лат. religio — совестливость, добросовестность, благочестие; набожность, религиозное чувство, святость, почитание, богопочитание, богослужение; религия). Согласно Цицерону (106—43 гг. до н.э.) происходит от глагола «relegere» (идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться); согласно Лактанцию (ок. 250 — после 325) — от глагола «religare» (вязать, связывать, привязывать, сковывать). Насчитывают более 250 определений религии, которые можно различать по разным основаниям. Это прежде всего теологические (или в Р., не имеющих теологии, — вероучительные) и философские определения, претендующие на раскрытие сущности Р. Теологические (или вероучительные) осмысливают Р. «изнутри», они исходят из той модели, которую задает со-ответствующая Р. и конфессия. Философские (светские) дефиниции стремятся отыскать признаки Р. «извне», нередко сознательно занимая по отношению к ней критическую позицию. Определения Р. зависят также от исходных посылок того или иного философского направления. Разделяют определения и по конкретно-научным основаниям: таковы социологические, этнологические, биопсихические, психологические и другие определения. По главным методам, используемым исследователями, различают дескритивные (через перечисление эмпирических признаков), генетические (через выявление факторов «порождения» и «воспроизводства»), семантические (путем указания на значение знаково-символических религиозных комплексов), структуралистские (через раскрытие инвариантных структур) и прочие определения. Имеются определения, построенные с учетом какого-то аспекта религиозного комплекса. Например, интеракционные характеризуют Р. как определенный вид взаимосвязей и взаимоотношений людей по поводу каких-то объектов; функциональные базируются на раскрытии функций Р. как формы общественного сознания; бихевиориальные «первичным» в Р. считают ритуал, определенные виды символических действий, особые формы поведения; консестивные исходят из тех или иных явлений сознания («анимизм», «вера в мана», «вера в сверхъестественное», «чувствование бесконечного», «опыт иррационального», «фантастическое» и т.д.). Определения Р. строятся и по линии человек — общество — Вселенная. В этом случае определения оказываются «эгоцентрическими» (через выявление различных вариантов религиозного опыта в микрокосме индивида), «социоцентрическими» (путем уподобления разли шых религиозных форм ряду общественных явлений) или «космоцентрическими» (которые интерпретируют Р. как отражение макрокосма, реализующееся в контексте связи с микрокосмом индивида).

Р. — одна из форм духовной жизни, способ практически-духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. Она необходимо возникает в ходе объективного процесса становления человека, общества и превращается в определенный аспект их сущности и существования. Р. имеет предпосылки в определенных сторонах бытия Космоса, планеты Земля, общества, человечества, социальных групп и индивидов, ее появление и воспроизводство обусловлены отношениями несвободы, зависимости, господства, подчинения, т.е. теми отношениями, которые недоступны управлению, целенаправленному регулированию.

На разных этапах истории эти отношения видоизменяются.

Элементы и структура Р. складываются и изменяются в ходе истории. В первобытном обществе Р. как относительно самостоятельное образование еще не выделилась. Первобытные верования и связанные с ними ритуалы — фетишизм, тотемизм, магия, анимизм и др. — образовывали в синкретичной мифо-логической системе своеобразную прото-религию. В дальнейшем, став относительно самостоятельной областью духовной жизни, Р. все более структурировалась, в ней вычленялись элементы, складывались их связи. В ставших Р. выделяются: религиозное сознание — обыденное и концептуальное (см. Теология, Теизм); деятельность — культовая и внекультовая; отношения — культовые и внекультовые; институты и организации. Содержание Р. как области духовной жизни задается религиозным сознанием. Религиозному сознанию присущи: вера в созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, символичность, аллегоричность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность. Разумеется, названные черты свойственны не только религиозному сознанию, но в нем они приобретают своеобразие под влиянием религиозной веры, которая выступает как интегративный компонент этого сознания. Оно есть вера: а) в объективное существование гипостазированных существ, с присущими им свойствами и связями, а также в созданный ими мир; б) в возможность общения с этими существами, воздействия на них и получения от них помощи; в) в истинность религиозных представлений, взглядов, догматов, текстов и т.д.; г) в действительное совершение описанных в религиозных текстах событий; д) в религиозные авторитеты — «отцов Церкви», «учителей», «святых», «пророков», «харизматиков», «бодхисаттв», «архатов», «гуру», церковных иерархов, служителей культа и пр. Благодаря этой вере определенные персоны, предметы, действия, слова, писания наделяются религиозными значениями и смыслами, носители которых образуют символическую среду формирования и функционирования соответствующего сознания, включаются в ритуал. Религиозная вера оживотворяет весь религиозный комплекс и обусловливает своеобразие процесса трансцендирования (лат. transcendes — переступающий, переходящий за пределы) в религии. Таким образом, несуществующие в жизни людей переходы от ограниченности к неограниченности, от бессилия к силе, от временности к вечности, от жизни до смерти к жизни после смерти, от посюсторонности к потусторонности, от несвободы к освобождению и т.д. с помощью религиозной веры постигаются мысленно.

Носителями Р. являются религиозные общности, группы, институты, организации, индивиды. На ранних этапах развития Р. индивид не выделял себя из религиозной группы, выступал как единичный представитель рода или племени, которые обеспечивали жизнедеятельность этнорелигиозных комплексов. Отдельный человек смог стать личностью в Р. лишь на определенном этапе исторического процесса обособления и отличения себя от общности. Без религиозной личности не может существовать развитая религиозная система, в которой имеются разные типы личностей — аскет, отшельник, верующий с доминантной религиозной ориентацией или подчиненной и т.д. Религиозные качества интериоризуются в процессе социализации в условиях религиозной среды.

Р. выполняет ряд функций: мировоззренческую, компенсаторную, регулятивную, интефирующе-дезинтегрируюгцую, культурную, правовую. Она задает предельные критерии, Абсолюты, с точки зрения которых понимаются человек, общество, мир, обеспечивает целеполагание и смыслополагание, восполняет ограниченность, зависимость, относительность, ущербность бытия человека, обеспечивает общение и тем преодолевает одиночество, облегчает страдания. С помощью норм религиозного права, морали, многочисленных примеров для подражания, традиций, обычаев осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Р. может в одном отношении объединять, а в другом — разъединять индивидов, группы, институты, узаконивать некоторые общественные порядки, учреждения, государственные, политические, правовые и прочие отношения как соответствующие «высшему принципу» или, наоборот, утверждать неправомерность каких-то из них. Являясь составной частью культуры, Р. способствовала развитию определенных ее сторон - грамотности, письменности, книгопечатания, сети школ, различных видов искусств, храмо- строительства, обеспечивала сохранение и передачу от поколения к поколению ценностей религиозной культуры. Но, с другой стороны, определенные слои культуры отторгались. Так произошло со многими компонентами языческой и смеховой культуры, с портретной живописью в исламе, с произведениями, попавшими в свое время в «Индекс запрещенных книг» католицизма, с рядом научных открытий, свободомыслием и пр. Позиции и практика религиозных организаций по многим вопросам развития культуры исторически меняется. В Р. переплетаются компоненты общечеловеческие, формационные, классовые, этические. Все это находит выражение и в социально-политической ориентации религиозных систем. История показывает, что в религиозных организациях обнаруживались разные позиции — прогрессивная, консервативная, регрессивная. Значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и религиозных, определяется прежде всего тем, в какой мере они служат утверждению гуманистических ценностей.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с.477-479.

Понятие: