Разум (Кузнецов, 2007)
РАЗУМ (нем. Vernunft) — в кантовской философии обозначение высшей познавательной и практической способности. В своей логической функции Р. проявляется как способность к умозаключениям (в отличие от рассудка как способности суждений в широком смысле). Р. возвышается над рассудком, задавая принципы единства законов последнего, подобно тому, как рассудок задает правйла единства явлениям. Существо как логических, так и реальных (т.е. направленных на познание предметов) актов Р. состоит в поисках безусловных условий всего обусловленного (аналогия большей посылки в умозаключении). Основные понятия Р. — идеи — выражают возможные виды безусловных миров (душа, космос, бог). Идеи не являются первичными понятиями, они производны от категорий. Р. в познании выполняет регулятивную функцию, направляя рассудок ко все более глубокому проникновению в законы природы и обеспечивая систематическое единство их поиска. Попытка приписать Р. конститутивную функцию, состоящую в доказательстве существования безусловных миров, является неправомерной, т.к. Р. не в состоянии обеспечить соблюдение условий, необходимых для априорного синтетического познания. Невозможность полновесного теоретического познания компенсируется практическими возможностями Р. Он становится практическим, когда определяет волевые поступки по всеобщим принципам. Анализ условий и предпосылок практического применения Р. позволяет Канту построить своеобразную «практическую онтологию», в которой идеи Р. все-таки соотносятся с своими предметами, но полученные результаты (в частности, тезисы о бытии бога и бессмертии души) по-прежнему не соответствуют строгим критериям теоретического познания и остаются в статусе веры.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с.465.