Пратитья-самутпада

ПРАТИТЬЯ-САМУТПАДА (санскр., патичча-самуппада — букв.: возникновение в отношении других) - буддийский термин, обозначающий закон зависимого происхождения дхарм, или цепь причинности. Ему подчиняется проявление отдельных элементов-дхарм в мировом процессе, их последовательность в пространстве и времени. Действие этого закона проявляется по-разному на разных уровнях бытия: на уровне элементов мертвой материи, в органическом мире, в котором имеет место постоянный рост живых существ, и в мире людей, где действие нравственной причинности (карма) накладывается поверх естественной причинности, действующей в мире живого. В мире неживой материи причины и следствия однородны, например, 4 главных (бхута) и 4 производных элемента (бхаутика) материи связывает отношение одновременности. При этом неодушевленные предметы не обладают в буддийской онтологии собственным, объективным существованием. Конституирующие их комплексы дхарм являются частью комплексов элементов, составляющих личность (сантана). В органическом мире выражением цепи причинности является двенадцатичленная формула «колеса жизни», объясняющая, почему человек вновь и вновь возвращается в мировое бытие, какие комплексы дхарм являются причиной для возникновения комплексов дхарм в следующие периоды его жизни (причем в формуле описываются три жизни, следующие одна за другой).

К прошлой жизни относятся причины называемые: а) омраченностью (авидья) и б) содеянным (карма); к настоящей: в) сознанием (виджняна), г) нечувственны и чувственным (нама-рупа), д) шестью базами (шад-аятана), е) соприкосновением (спарша), ж) чувствами (ведана), з) вожделением (тришна), и) стремлением (упадана) и к) жизнью (бхава); к будущей жизни: л) рождением (джати), м) старостью и смертью (джарамарана).

Различные школы буддизма выделя различное число видов причинных связей.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 446.