Прагматизм (Кузнецов, 2007)

ПРАГМАТИЗМ в этике (от греч. πράγμα - дело) - направление в моральной философии, главным образом американской, берущее начало от философии Ч. Пирса (1839—1914). Основные положения П. были сформулированы У. Джеймсом (1842-1910) и получили систематическое развитие у Дж. Дьюи (1859-1942). Согласно Джеймсу, в этике нужно различать три направления исследований, или три вопроса: а) психологический (в котором рассматривается происхождение моральных понятий), б) метафизический (в котором рассматривается значение моральных понятий), в) казуистический (в котором выясняется критерий блага и зла, вытекающие отсюда обязанности по отношению к конкретным случаям). В вопросе о происхождении моральных понятий Джеймс в полемике с утилитаризмом, социальным утопизмом и эволюционизмом (см. Эволюционная этика) утверждал наличие в человеческой природе врожденной склонности к идеальному (а не к приятному и полезному) ради него самого. В вопросе о природе моральных понятий он исходил из того, что их содержание и сам факт их существования обусловлены наличием «чувствующего существа» — человека, способного отличать благо от зла, исходя из своих предпочтений и независимо от внешних обязанностей; иными словами, моральный мир — это порождение субъективного сознания человека. Соответственно, нет и никаких обязательств самих по себе, а имеются только соответствующие требования, формулируемые чувствующим и желающим существом. Таким образом, моральные понятия («хороший», «дурной», «обязательство») не являются «абсолютными сущностями» или выводами из умозрительных законов, но отражают реальные чувства и желания. «Этический мир» развивается на основе существования живых сознаний, «составляющих суждения о добре и зле и предъявляющих друг другу требования»; «этическая республика» существует независимо от того, есть или нет на свете Бог. По поводу наиболее сложного вопроса о критерии блага Джеймс признает, что невозможно построить такую этическую систему, которая вмещала бы все мыслимые на земле блага: межцу идеалом и действительностью всегда существует разлад, устраняемый лишь ценой жертвы частью идеала. Поэтому, чтобы из-бежать скептицизма и догматизма, мораль-ный философ должен руководствоваться принципом: «постоянное удовлетворение возможно большего числа требований», а наилучшим должен признаваться поступок, ведущий к наилучшему для целого при наименьшем количестве жертв. В рамках казуистического анализа этика, по Джеймсу, может быть подобной естественной науке, т.е. позитивному, эмпирическому и постоянно меняющемуся знанию; но в этом смысле философия морали невозможна.

Характерной особенностью прагматистского подхода, как он был развит в этике Дьюи, является рассмотрение моральных проблем в терминах конкретных и специфических ситуаций. Соответственно под должным и правильным понимается поведение, ведущее в данной конкретной ситуации к наибольшему благу как для других людей, так и для самого действующего лица, под добром — то, что отвечает требованиям, за-даваемым ситуацией, а моральная задача че-ловека усматривается в обеспечении наи-большей полноты блага в ситуации конф-ликтующих требований. Каждая моральная дилемма, по Дьюи, уникальна, и конкретное соотношение реализованных и попранных идеалов, возникающее из каждого отдельного решения, всегда представляет собой мир, для которого еще не было прецедента и для поведения в котором еще не создано правило; моральное правило формулируется в каждой конкретной ситуации заново. В морали речь идет не об определении «подлинной ценности» в противовес «ложной ценности», но об определении такой линии поведения, при которой были бы по возможности учтены все включенные в ситуацию ценности; более того, ценность является таковой не в силу своей подлинности, в отличие от ложности, а в силу того, что она существует (Дж. Мид). Такого рода ситуационизм, или контекстуализм, подвергался критике за то, что не оставлял места для накопления мо-рального опыта; на что Дьюи отвечал, что обобщенные представления о целях и цен-ностях существуют в тех же формах, что и любые общие идеи, и используются в качестве интеллектуальных инструментов в суж-дениях относительно конкретных случаев по мере их возникновения; как инструменты они создаются и испытываются в их применимости к этим случаям.

В «Этике», написанной Дьюи совместно с Дж. Тафтсом (1908) и в течение десятилетий остававшейся одной из наиболее популярных в США книг по моральной философии, вводится различие между «рефлективной» (reflective) и «обычной» (customary) моралью. Под первой понимаются те идеи и правила, которые возникают в процессе решения моральных проблем в конкретных ситуациях; под второй - те общие моральные цели и принципы, которые формируются на основе повторяющихся ситуаций и которые могут рассматриваться в качестве «операционального a priori», каждый раз проверяемого и подтверждаемого в новых возникающих ситуациях принятия моральных решений.

Этические идеи Дьюи получили приложение в политической теории, в частности, в учении о «демократии как моральной концепции», и в теории воспитания, в частности, морального воспитания.

В 60-70-е гг. П., казалось, практически утратил свои позиции в философии; однако с конца 80-х гг. он получил «второе дыхание» как американская параллель постницшеан-ских новаций в европейской философии (Д. Даннетг, С. Путнем, Р. Рорту).

Литература:

Джеймс У. Воля к вере. М., 1997;

Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. М., 1997;

Dewey J., Tufts J.H. Ethics. Carbondale: Southern Illinois U.P., 1985;

Morris Ch. The Pragmatic Movement in American Philosophy. N.Y., 1970.

 Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 442-443

Tags: 
Понятие: