Витализм (Кузнецов, 2007)

ВИТАЛИЗМ (от лат. vitalis — жизненный, животворный, живой) — учение, рассматривающее жизнь как уникальное явление, не объяснимое только действием законов физики и химии, поскольку живому присущ особый нематериальный элемент — «одушевляющее» начало. Оно проявляется в таких качествах организма, как память, мышление и целенаправленные действия, к которым «грубая материя» и «слепые физические силы» не способны. Различают философский В., близкий объективному идеализму, и естественнонаучный В. Истоки В. восходят к анимизму, элементы В. содержатся в учении Платона о душе и представлениях Аристотеля об «энтелехии». Я.Б. ван Гельмонт создал учение об «археях» — духовных началах, управляющих деятельностью тела, развитое в начале XVIII в. Г. Шталем, считавшим, что душа регулирует жизнь, обеспечивает целесообразность строения и функционирования организма. Как реакция на механистические представления сторонников французского материализма виталистические идеи получили широкое распространение в начале XIX в. Г.Р. Тревиранус ввел понятие vis vitalis (жизненная сила), давшее начало собственно В. Во второй половине XIX в. сформировался неовитализм как реакция на кризисные симптомы в изучении эмбриогенеза, реституции, регенерации, физиологии нервно-психической жизни и наследственности, свойств целостности и целесообразности. Его вдохновитель Г. Дриш (1867-1941) дал развернутую критику слабостей механистического материализма. Отождествив последний с материализмом вообще, Дриш полагал, что отличающее живое качество не может быть уловлено с помощью методов физики и химии. Сущность жизненных явлений составляет энтелехия, которая действует вне времени и пространства, не имеет энергетических характеристик, дополняет принцип физико-химической причинности при образовании имеющихся форм жизни, сама в себе заключает цель и отвечает за качественно новые образования. Как фактор формирования целого, она действует изначально целесообразно.

Признание «одушевляющих начал» как нематериальных, непознаваемых средствами научного наблюдения сущностей сужает возможности научного исследования живых систем. В. предлагал заменить естественно-научное объяснение целесообразности имма- нентно-телеологическим. Игнорируя исторический метод, В. идеалистически истолковывает не только сущность живых организмов, но и природу сознания (естественнонаучный агностицизм). После утверждения эволюционизма как научной парадигмы В. предстает в форме различных антидарвиновских концепций: аристогенез, автогенез, психогенез, творческая эволюция А. Бергсона и т.п. Например, психоламаркизм выдвигал в качестве ведущей причины эволюции активность или разумность поведения животных, психику, память или чисто мистический фактор «клеточной души» (Р. Земон, А. Паули, Д. Икскюль). Ортоламаркизм признавал такой силой «филетические законы роста» (Т. Эймер) или «закон внутреннего стремления к прогрессу» (А. Годри). Последняя по времени возникновения разновидность В. — учение российского математика В.Н. Тростникова.

Существование В. связано со сложностью объяснения сущности живого. Если и существует некая «живая сила», присущая только живой природе, то она по природе своей не способна нарушать основополагающие физические и химические законы — законы сохранения вещества и энергии. Формула «Жизнь подчиняется законам физики» утверждает лишь тот факт, что в биологических системах они не нарушаются, однако специфика жизни не может сводиться к ним.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 81-82.

Понятие: