Воображение (Кузнецов)

ВООБРАЖЕНИЕ (нем. Einbildungskraft) — познавательная способность (источник познания) к созданию образов, ранее не воспринимавшихся человеком. В. связано с отрывом от реальности, фантазированием, предсказанием, «забеганием вперед» и потому является необходимым элементом человеческой жизнедеятельности в науке, практической жизни, искусстве, литературе. Научные открытия невозможны без В., которое очень тесно связано с интуицией, процессом выдвижения гипотез и рискованных предположений. Особыми видами В. являются мечтания и сновидения. Большое значение В. имеет в кантовской философии как одна из важнейших познавательных способностей человека. Под В. в широком смысле Кант понимает «способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании» (Кант И. Критика чистого разума. С. 151). В. занимает промежуточное положение между чувственностью и рассудком. В процессе решения фундаментальных проблем критической философии Кант создал сложную классификацию видов В. Наиболее существенным является противопоставление продуктивного и репродуктивного В., а также выделение трансцендентальной функции В. Введение трансцендентальной функции В. позволяет Канту объяснить механизмы взаимодействия чувственности и рассудка в получении априорного синтетического познания. Рассудок предписывает законы явлениям, однако, в силу разнородности чувственных и рассудочных представлений, он нуждается в помощи со стороны некой «гибридной» способности, транслирующей посредством «схематизма» его основоположения предметам чувственного опыта. Такой способностью и является В. Поскольку указанное воздействие рассудка на чувственность осуществляется до всякого опыта (и за пределами досягаемости для прямой рефлексии), то и В. проявляет здесь себя в качестве чистого и бессознательного В. Трансцендентальное В. должно к тому же иметь продуктивный характер. Продуктивное В. на эмпирическом уровне оказывается синтезом представлений, объединяющим при помощи категорий их в сознании и подводящим к реальному восприятию. Вне трансцендентальной функции продуктивное В. существует в форме произвольной фантазии (оно и не может идти дальше комбинаций первичных элементов опыта, поэтому лишено творческого характера). Репродуктивное В. (частным случаем которого оказывается припоминание) действует по законам ассоциации. Возможность ассоциативного В. подразумевает внутреннюю ассоциируемость явлений, возникающую вследствие реализации трансцендентальной функции воображения. Помимо этого Кант указывает также на сигнификативную роль В. (символическое обозначение и т.д.). В. играет важную роль и в суждениях вкуса.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 88.

Понятие: