Индийская философия средневековья

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Философская мысль раннесредневековой Индии была тесно связана с религиозными взглядами. Однако философия уже стала превращаться в самостоятельную отрасль знаний со своими методами исследования, хотя иррациональность, мистицизм, йогическая медитация продолжают характеризовать некоторые ее школы. В раннее средневековье происходит окончательное оформление классических шести систем индийской философии: ньяи, вайшешики, санкхьи, йоги, мимансы и веданты. Эти системы считались ортодоксальными, так как они признавали авторитет вед. Философы этих школ считали, что мир, душа, бог существуют реально. В учениях санкхьи и вайшешики прослеживаются даже некоторые материалистические тенденции. Логика, созданная представителями ньяи в V—X вв., явилась серьезным вкладом в индийскую философию и употреблялась также и другими школами.

Ортодоксальным школам противостояли, с одной стороны, буддийские школы мадхьямиков и виджнянавады, отрицавшие не только священность вед, но и существование бога, души, всего внешнего мира, а с другой стороны — материалистические школы локайятиков (чарвака и др.).

Возникает и своеобразная история философии в виде даршан — обзоров существовавших ранее и продолжающихся философских систем.

Господствующее положение в философской мысли постепенно заняла система адвайта-веданты, создание которой приписывают Гаудападе (род. ок. 780 г.) и Шанкаре (788—820 гг.). Эти мыслители выступали защитниками «чистоты» древнего учения упанишад и индуизма, против материализма и материалистических тенденций в ортодоксальных учениях. Все сущее, по учению Шанкары,— результат деятельности мирового духа, Брахмана. Мир можно мыслить как реально существующий, но лишь с точки зрения простых, не умудренных знаниями людей.

Только святые и «просветленные» способны понять иллюзорность мира и реальность одного Брахмана. Шанкара был не только философом, но и практическим религиозным деятелем: он основывал монастыри, реформировал общину аскетов (саниясинов) и т. п.

В XI в. Рамануджа упростил систему религиозно-философских взглядов веданты, сделал ее более понятной народным массам. Он проповедовал веру в личного бога (т. е. заботящегося о каждом своем последователе в отдельности) и равенство перед богом. Материя, время и душа, по Раманудже, действительно существуют, и бог, конечная причина всего, творит мир из этих трех субстанций.

Философия Рамануджи послужила основой для возникновения в XIII в. множества сект веданты, нередко эклектически сочетавших в своих воззрениях элементы учений санкхьи, ньяи, джайнизма и т. д. Несмотря на мистический характер их учений, все эти секты подготовили позднейший расцвет бхакти.

История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с 107-108.