Эмпатия (Подопригора)

ЭМПАТИЯ — способность человека отождествлять (идентифицировать) один из своих Я-образов с воображаемым образом иного: с образом других людей, живых существ, неодушевленных предметов и даже с линейными и пространственными формами. Эмпатия ведет к изменению самосознания, позволяющему мыслить и действовать с позиции нового Я. В психике человека на протяжении всей его жизни формируются многочисленные и изменяющиеся Я-образы, в которых аккумулируются смутные и не всегда осознаваемые представления о самом себе и других людях. Эти образы являются результатом не только личного опыта, но и опыта общения со своим окружением внутри той или иной культуры; они формируются теми ролями, которые мы играем в различных ситуациях, во взаимоотношениях с другими людьми. Я-образы (в том числе наши смутные представления о своем положении и роли в детстве), их взаимосвязи определяют состояние Я., самосознание личности и в силу этого накладывают свой отпечаток на мышление и поведение людей. Эти образы возникают благодаря активности правополушарного мышления, которое в относительно меньшей степени подвержено сознательному контролю и больше полагается на стереотипы и неосознаваемые, автоматические мыслительные стратегии. Я-образы всегда эмоционально насыщены, так как пространственно-образное мышление непосредственно управляется влиянием аффектов, эмоциональной оценкой, стремлением как можно дольше удержать позитивный аффект, придавая ему преувеличенную, «эгоцентрическую» значимость.

С учетом вышеизложенного эмпатию можно рассматривать прежде всего как когнитивную способность правополушарного мышления продуцировать воображаемые Я-образы. Это сугубо индивидуальная способность людей, по-видимому, является одним из важнейших условий творческого процесса — в науке, технике, искусстве и т. д. Психофизиологические механизмы Э., протекающие главным образом на бессознательном и подсознательном уровнях, предполагают самовнушение (или внушение со стороны, гипноз), которое позволяет преодолеть сопротивление сознательного Я инсталляции воображаемого Я-образа. Благодаря самовнушению (гипнозу) новый Я-образ становится частью личности творца, элементом его самосознания, он создает окрашенный позитивными эмоциями фон, позволяющий наслаждаться творческим процессом. Идентифицируя в акте эмпатии свое Я с образами других людей, с образами животных, неодушевленных предметов и т. д., индивид получает возможность мысленно экспериментировать со своими новыми Я-образами в воображаемом поле, используя для этого соответствующие правила оперирования образными репрезентациями и мыслительные стратегии. А это, в свою очередь, позволяет выявить и развернуть потенциально содержащуюся в этих образах скрытую когнитивную информацию, открыть ранее неизвестные смыслы, создать новые мысленные репрезентации. Диапазон идентифицируемых сущностей в актах эмпатии практически неограничен. Ученые-теоретики могут идентифицировать себя с какими-то теоретическими конструктами (напр., электроном), инженеры-изобретатели — с техническими устройствами, писатели — с образами героев своих романов и т. д.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 538-540.

Понятие: