Ведическая литература (Кузнецов, 2007)

ВЕДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - комплекс древнеиндийской литературы состоящий из: а) четырех вед; б) продолжающих их брахман, араньяк и упанишад; в) веданг (буквально: члены вед). Первые две группы текстов считались священным знанием — шрути, а веданги не относились к священному знанию, хотя и объединяли вспомогательные для его постижения дисциплины. Циклы В.л. из двух первых групп традиционно соотносились с жизненными стадиями, канонизированными еще в ведийской культуре и сохранившимися в индуистской. Веды (самхиты) связаны со стадией ученичества, поскольку молодой человек, прежде чем занять свое место в социальной структуре, должен побыть учеником (брахмачарином) и овладеть священным знанием. Текста брахман связывались с жизнью домохозяина, потому что последнему следовало руководствоваться их предписаниями в исполнении регулярных домашних и торжественных обрядов.

Брахманами назывались толкования ученого жреца, специалиста по ритуалу, которые создавались в VIII —VII вв. до н.э. Наиболее древними и авторитетными из них считаются «Айтарея-брахмана» и «Каушитаки-брахмана», относящиеся к «Ригведе». Другими наиболее известными являются относящиеся к «Самаведе» «Тандья-Махабрахмана», «Шадвимша-брахмана» и «Ацбхута-брахмана»; к «Черной Яджурведе» — «Тайтгирия-брахмана», к «Белой Яджурведе» — «Шатапатха-брахмана». Канонизированная сравнительно поздно «Атхарваведа» не имела своих брахман. Позднее ей была приписана «Гопатха-брахмана», значительная часть содержания которой заимствована из «Шатапатхи» и «Айтарея-брахманы». Брахманы включали широкий круг тем: правила жертвоприношения, объяснения различных типов предписаний, изложения мифов и философские идеи (в «Шатапатха-брахмане», к примеру, обсуждаются проблемы первоначала мира и космогенеза, соотношения мышления и речи, которой в брахманах придается статус космической силы).

Араньяки (букв.: лесные книги) связываются со стадией отшельничества. По достижении старости домохозяин вместе с женой должен был удалиться в лес и стать лесным отшельником (ванапрастха), где ему предписывалось вести жизнь созерцательную и бесстрастно размышлять о священных предметах. Создаются араньяки в период VII—VI вв. до н.э. По содержанию они еще весьма близки охарактеризованным выше текстам, но в них уже гораздо меньше говорится о деталях ритуала, зато больше рассуждений и спекуляций о смысле обрядности, попыток рационального обоснования брахманизма и социального статуса брахманского сословия. Наиболее известной является «Айтарея-араньяка», для которой характерен новый подход к человеческой личности и в которой придается новый философский смысл понятию Атман.

Упанишады ассоциируются с последним периодом жизни, со стадией странника, лишенного какой-либо собственности и даже семьи (санньясин), и считаются сокровенным учением, доступным лишь немногим избранным. Структурно араньяки и ранние упанишады рассматриваются как «конец вед» (веданта) и включаются в ведийский цикл либо в составе самих брахман, как их завершающие части, либо примыкают к брахманам как их продолжения. Так, к «Айтарея-брахмане» примыкает «Айтарея-араньяка», состоящая из 5 книг; главы 4-7во второй книге «Айтарея-араньяки» составляют «Айтарея-упанишаду». К «Каушитаки-брахмане» примыкает «Каушитаки-араньяка» в 15 главах, а главы 3—6 этой араньяки составляют «Каушитаки-упанишаду». Таким образом, весь грандиозный свод В.л. формально оказывается заключенным в рамки четырех книг.

Последняя составляющая В.л. — веданги, складывается около V—IV вв. до н.э. и делится на две части: 6 первичных веданг и 4 вторичных (упанга). Первичные веданги объединяют трактата по следующим дисциплинам: фонетике (шикша), метрике (чхандас), грамматике (вьякарана), этимологии (нирукта), знанию ритуала (кальпа) и астрономии с астрологией (джойтиша). Изложены они в виде сутр и по большей части утеряны. Упанги включают часть ведической литературы, которая называется смрити (пураны и дхармашастры), но помимо них сочинения по логике (ньяя), экзегетику и, по мнению ряда авторов, тексты шести даршан, основанных на авторитете вед.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 72-73.

Понятие: