Страх (Подопригора, 2013)
СТРАХ (в психологии) — отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, принципам, целям и т. п.). Страх имеет различную степень интенсивности, переживания и разные формы выражения. Он свойствен всему животному миру и выполняет определенные биологические, приспособительные функции (ср. классическую характеристику страха в кн. Ч. Дарвина «Высокие эмоции у человека и животных», 1872). Массовый страх, охватывающий и заражающий социальные группы и слои, а также общество в целом, выражается в специфических формах, которые изучает социальная психология. Страх — один из основных видов человеческого отношения к миру. Изучение страха играет важную роль в психологии, философии, теологии.
«Страх» — важнейшее понятие экзистенциальной философии. Впервые С. Кьёркегор различил страх, или боязнь, перед какими-либо конкретными обстоятельствами и неопределенный, безотчетный страх — тоску. Это же различение является центральным в философии М. Хайдеггера, для которого страх открывает последнюю возможность экзистенции — смерть. Страх выталкивает человека за пределы сущего к ничто. Это трансцендирование есть условие восприятия сущего в целом, условие постижения бытия. Не будь наше существо заранее выдвинуто в ничто, мы не могли бы встать в отношение ни к сущему в целом, ни к самим себе. Без выдвинутости в ничего, без мужественного заглядывания в ничто в состоянии страха нет возможности вопрошать сверх сущего, за его пределы, нет возможности повернуться лицом к бытию.
В психологическом аспекте страх — это препятствие на пути реализации личности, которая в наше время живет в постоянном состоянии страха: перед начальством, перед угрозой безработицы, перед насилием, войной, терроризмом и т. д. Страх в этом плане, возможно, самая главная проблема социальной жизни, определяющая поведение человека и его отношение к другим. Социально детерминированная этика, считал Н. А. Бердяев, всегда есть этика страх. «Социальная обыденность создает этику страха, перерождая ужас, вызванный трансцендентной бездной, в повседневную заботу и терроризируя человека будущими карами. Но она создает и другой образ, в котором нет уже страха и который ниже страха — пошлость... Пошлость есть окончательное водворение на низинной плоскости, когда уже нет не только тоски по горнему миру и священного ужаса перед трансцендентным, но нет уже и страха» (Н. А. Бердяев).
Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 425-426.