Благо (Кузнецов)
БЛАГО - философское и этическое понятие, заключающее в себе определенный положительный смысл и обозначающее совокупность ценностей предметов и явлений, необходимых для удовлетворения положительных потребностей человека или общества, для обеспечения счастливой, здоровой, материально и духовно полноценной жизни. Существуют различные пути и средства достижения такого состояния, в соответствии с которыми дифференцировано понятие Б. Поэтому в истории философской мысли оно понималось по-разному. Были попытки сведения Б. к наслаждению (эпикуреизм), к бесстрастному состоянию души и тела (киники). Платон трактует Б. как абсолютный идеал справедливости, высшее совершенство общественной жизни, достижимое в результате синтеза трех добродетелей: повиновения, мужества и мудрости. У Аристотеля Б. определяет цель деятельности. Достижение общего Б., по Аристотелю, гармонично связано с личными интересами. Человек становится более добродетельным и благородным, когда отдает свое, личное. Деятельность души в соответствии с добродетелью показывает путь к обретению счастья, достижению Б. После Аристотеля данное положение утвердилось в тех этических теориях, которые обосновывали мораль через цели и средства человеческого бытия, т.е. за исходную категорию брали именно Б., а не долг.
В религиозной этике прослеживается тенденция принижения значения различных относительных земных благ и возвеличивание понятия Божьей благодати. Деятельность человека под воздействием Божьей благодати рассматривается в качестве наивысшего состояния. Но возможности человека для осознания себя в таком состоянии признаются ограниченными. Как полагается, об этом может знать только Бог. Человеку же остается служить Богу, совершая добрые дела. Таким образом, понятие добра сближается в религиозной этике с понятием Б. В своем конкретном проявлении в ортодоксальном христианстве добро более всего выражается в милосердных делах. В модернизированном христианстве, особенно — в протестантизме, добро начинает рассматриваться более широко в связи с идеей служения Богу в смысле выполнения своего призвания.
В светской этике категория Б. употребляется для разъяснения связи собственно этических понятий, связанных с оценками поведения (хорошо, плохо, справедливо, несправедливо), с более общим контекстом общественного бытия человека. В теориях разумного эгоизма Б. связывалось с достижением гармонии в удовлетворении частных интересов. В гегелевском и марксистском подходе, а также в некоторых теориях разумного эгоизма (Гельвеций, Чернышевский) Б. рассматривается исторически, связывается с преобразовательной деятельностью, направленной на совершенствование общества, в результате которой происходит развитие и совершенствование самого человека. Возникновение новых, исторически развитых созидательных способностей человека и со-ответствующих им потребностей вместе с возрастанием возможностей удовлетворения последних предстает в исторически ориенти-рованных этических теориях в качестве Б.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 58.