Мифология (Подопригора, 2013)

МИФОЛОГИЯ [греч. … — предание, сказание и …— рассказ]— 1) фантастическое отражение действительности, возникающее в результате одушевления природы и всего мира в первобытном сознании; 2) наука, изучающая образы этого отражения — мифы и соответствующие им сказания; 3) миф есть чувственное представление, и в нем не содержится ничего абстрактного. Однако миф не есть сфера просто только чувственных представлений, потому что в обыкновенных чувственных представлениях нет ничего чудесного, волшебного, фантастического, а миф полон всем этим; 4) миф всегда есть обобщение тех или иных явлений природы и общества. Деметра, например, есть обобщение всего земледелия, взятого в целом, а Посейдон — обобщение моря, всех морей и всех морских явлений. Однако все обобщения в мифологии не выходят за пределы чувственных представлений. В этом смысле мифология принципиально отличается от науки или философии, хотя в отдельные периоды человеческого развития наука и философия приближались к мифологии и даже сливались с ней; 5) миф есть непосредственное вещественное совпадение общей идеи и самого обыкновенного чувственного образа. Любое построение отвлеченной мысли, которое является только отражением действительности, для мифологии является самой действительностью со всеми ее материальными и вещественными свойствами, со всеми ее чувственными качествами, в виде живых существ или неживых предметов. В мифе все идеальное вполне тождественно с материальным и вещественным, а все вещественное ведет себя так, как будто бы оно было идеальным. Поэтому всякий миф всегда является чем-то чудесным, фантастическим, магическим и волшебным; 6) мифологическая фантазия, имея сходство с художественной фантазией в том, что обе они являются обобщением действительных фактов, в то же время резко противостоит последней, поскольку она предполагает субстанциальное тождество идее и вещи или идеи и образа, тогда как художественная фантазия есть только отражение вещей, а не сама вещь. Вследствие этого мифологическая фантазия полна чудес, волшебства, художественная фантазия (по крайней мере, принципиально) ничего чудесного в себе не содержит. Мифологические образы мыслятся овеществленными в буквальном смысле слова, они не являются метафорой или аллегорией, тогда как художественные образы всегда понимаются только переносно; 7) миф не есть религиозный символ, потому что религия есть вера в сверхчувственный мир и жизнь согласно этой вере, включая определенного рода мораль, быт, магию, обряды и таинства, и вообще культ. Миф же ничего сверхчувственного в себе не содержит, не требует никакой веры. Вера предполагает какую-либо противоположность того, кто верит, и того, во что верят. Мифологическое же сознание развивается еще до этого противоположения, и поэтому здесь — и не вера и не знание, но свое собственное, хотя и вполне оригинальное, сознание.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 235-236.

Понятие: