Монастырь (Филатов)

Монастырь — комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, принадлежащих общине монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри называются ставропигиальными). Наиболее крупные монастыри называются лаврами. В Византии монастыри делились на мужские, женские и двойные, причем женских было значительно меньше, чем мужских. Византия славилась множеством монастырей — как крупных и богатых, так и совсем мелких, где порой жили не более двух-трех монахов. Монастыри, построенные на средства частных лиц, назывались ктиторскими, царскими именовались те, что появлялись по инициативе царствующих особ. Некоторые монастыри жаловались императорами как доходные предприятия своим подданным; такие обители назывались харистикарными. Для Византии характерны два типа монастырей: сельский (в глухих районах Египта, Сирии и Палестины, Каппадокии, с IX-X вв. — монастыри на горе Афон) и городской (например, константинопольские монастыри, и в особенности Студийский). Монастыри ведали общественной благотворительностью — руководили больницами и странноприимными домами, помогали бедным, устраивали школы. Монастырские уставы (типики) регламентировали всю жизнь монахов, начиная с обязательного участия в богослужениях и заканчивая временем сна, принятия пищи и несения различных послушаний. Управление монастырем осуществляли наместники ачинах архимандрита или игумена, иногда прота или протосинкелла, которые назначались, как правило, по выбору братии, иногда жребием, а затем утверждались высшей духовной властью. Кроме того, в монастырях существовали должности эконома, заведовавшего хозяйством, казначея (дохиара), экклесиар- ха — блюстителя храма, а в крупных обителях и множество других должностей. Основоположником общежительного монашества в Восточной Римской империи был св. Пахомий Великий, умерший в 346 г. Около 340 г. в Табенне (Верхний Египет) возникло первое общежитие (киновия) по древнейшему письменному уставу совместной монашеской жизни, составленному Пахомием. Эта обитель объединила для совместных молитвенных подвигов разрозненных отшельников. Вскоре вокруг Табенны появилось еще несколько монастырей, для которых Табеннская обитель была главной. По инициативе Пахомия его сестрой был основан женский монастырь, организованный почти на тех же началах, что и мужские обители, и подчиненный наравне с ними игумену главной Табеннской обители. По известиям церковных историков IV-V вв., деятельность Пахомия был настолько успешной, что еще до его смерти в Табенне и ее окрестностях собралось около 7 тыс. монахов. Монастырский устав Пахомия св. Аммон ввел и в Нитрийской пустыне, где скоро собралось также несколько тыс. монахов; св. Иларион утвердил его среди сирийских и палестинских отшельников, св. Евстафий Севастийский в Армении, а св. Афанасий Александрийский — в Италии, откуда этот устав распространился по всей Западной Европе. На Востоке, однако, Пахомиев монастырский устав и уставы местного происхождения вскоре были заменены уставом св. Василия Великого, который ввел его в употребление сначала в Каппадокии и Понте. Новый устав сохранял многие черты Пахомиева, но упрочил общежительные начала и несколько смягчил суровость египетского устава. Все последующие уставы восточных монастырей в существенной части повторяли уставы Пахомия и Василия. Первоначально у монастырей не было определенных отношений с церковной иерархией; монахи не получали чинов священнослужителей и для совершения богослужения приглашали посторонних священников. Затем епископы стали ставить из числа лучших монахов священников для богослужения исключительно в монастыре. И только по правилам Четвертого Вселенского собора монахи были причислены к клиру и подчинены ведению епархиальных архиереев. С конца V в. число монастырей в Византии стало быстро умножаться, особенно в Палестине, Сирии и на Синае, где монахи считались тысячами в лаврах Святого Саввы, Святого Феодосия, Синайском монастыре и других обителях; монастырские имущества увеличивались за счет щедрых пожертвований, а права и преимущества монашеского сословия обеспечивались особыми законами. Множество монастырей было создано и в столице империи, причем как в самом городе, так и в его предместьях по обеим сторонам Босфора. Из константинопольских монастырей особенно славились обитель Акимитов и Студийский монастырь, основанные в V в. Монашеские обители во множестве основывались и в других городах: Фессалониках, Амории и Трапезунде. Появление в VII в. мусульманства и последующие завоевания арабов оказали губительное воздействие на монашество в Египте, Палестине и Сирии. Множество монастырей было разграблено и уничтожено, а указ халифа Омара I запрещал постройку новых. Зато возрастало число монахов в пределах значительно сократившейся территории Византийской империи. Крупные центры монашества возникли на нагорьях Каппадокии, а также на горах Святого Авксентия, Олимпе, Сигриане, Галезионе и Латре, расположенных в западных прибрежных областях Малой Азии. С VIII в. многие монахи в Византии подвергались преследованиям в связи с правительственной политикой иконоборчества, поскольку именно монашество выступало главным защитником иконопочитания в империи. Торжество Православия в 842 г. позволило тысячам изгнанных иноков вернуться в Константинополь. Тогда же были построены новые монастыри и восстановлены старые, как в столице, так и в прежних монашеских центрах: на Олимпе и Латре, в Афинах, в Фессалониках и других местах. Оживление монашеской жизни произошло и в Южной Италии, особенно Калаврии, где насчитывалось до 200 православных монастырей. При первых императорах Македонской династии строительство монастырей велось почти на всей территории византийского государства; каждый вельможа в то время почитал своей важной обязанностью перед Богом отстроить монастырь на свои средства. Многие монастыри в то время имели огромные земельные наделы, освобожденные от налогов, строили роскошные здания и разводили громадные стада лошадей, рогатого скота и верблюдов. Большую известность приобрел монастырь Саккудион на горе Олимп в Вифинии, настоятелем которого некоторое время был знаменитый подвижник св. Феодор Студит, под чьим началом пика своего процветания достиг в то же время и столичный Студийский монастырь. С конца X в. возрастает влияние на духовную жизнь империи монастырей горы Афон, как особого объединения монастырей, развившегося позже в прославленную монашескую «республику». Среди других обителей периода IX—XII вв. наиболее знамениты следующие: монастырь Полихронион в окрестностях горы Олимп, чьим игуменом был св. Мефодий; монастырь Пантократора в Константинополе, основанный императором Иоанном II Комнином; монастырь Космосотира, основанный севастократором Иоанном; монастырь Символон, основанный св. Мелетием на горе Киферон; монастырь Святого Маманта в окрестностях столицы, где игуменом был св. Симеон Новый Богослов. По свидетельству новгородского архиепископа Антония, число монастырей при императоре Мануиле I (1143-1180) достигало 14 тыс. Начавшееся в XIII в. нашествие крестоносцев на Византию повлекло за собой гонения на православных монахов, разорение православных монастырей. Подобные же гонения с началом эпохи Крестовых походов испытали православные монахи в трех восточных патриархатах: Антиохийском, Иерусалимском и Александрийском. Восстановление Византийской империи в 1261 г. привело к возрождению сохранившихся монастырей, однако строительство новых было весьма затруднено в связи с недостатком средств. В основном проводилась реставрация уцелевших константинопольских обителей. Более активно монастыри строились на территориях, уже не принадлежавших Византийской империи, но все еще входивших в сферу ее культурного влияния: в Эпирском деспотате, Трапезундской империи, на островах Эгейского моря и на Афоне.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.73-76.

Понятие: