Альтруизм (Кузнецов, 2007)

АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme от лат. alter — другой) — нравственный принцип, согласно которому благо других людей и они сами более значимы, чем собственное Я, противоположен эгоизму. Термин «А.» был введен в оборот О. Контом, сформулировавшим принцип «Живи для других». В XIX в. под влиянием утилитаризма А. понимался как ограничение личного интереса ради об-щего, а в некоторых интерпретациях — именно общественного интереса. А. шире принципа уважения, запрещающего отношение к другому как к средству достижения собственных целей и принципа справедливости, запрещающего ущемление интересов другого и обязывающего воздавать другим по заслугам. В своем существенном содержании принцип A. был воплощен в христианской заповеди любви и милосердия, но полностью их не исчерпывает, т.к. данные понятия в христианстве включают благоговение и совершенствование. Однако в новоевропейской философии милосердие начинает трактоваться именно в духе А. и содействие благу другого рассматривается как основа морали вообще. В эпоху Просвещения в учениях Шефтсбери, Хатчесона, А. Смита, Руссо, Гердера, Гёте и др., в XIX в. в учениях Шопенгауэра и B.C. Соловьева А. как принципу человеческих взаимоотношений придается исключительное значение.

В XIX и начале XX в. А. как нравственный принцип стал предметом критики христианских, в особенности православных, мыслителей, полагавших, что А. приводит к тому, что человек забывает Бога и свою обязанность угождать Ему: выполнять все его заповеди (К.Н. Леонтьев). В рамках утилитаристской традиции предлагались некоторые модификации А., призванные облегчить моральный выбор человеку, посредством исключения из морали заповеди любви. Так, допускалось, что человек, ориентируясь на счастье большего числа людей, вправе причинить некоторый вред небольшому числу людей. А. отвергался и как «учение буржуазно- демократической морали» (Н.А. Бердяев) — как абстрактный и формальный принцип. В марксизме А. отвергался как идеологическая иллюзия, призванная закамуфлировать такой общественный порядок, который по-зволяет обладателям частной собственности представить свой частный корыстный интерес «в качестве интересов своих ближних». Ницше видел в А. одно из выражений «морали рабов».

Во второй половине XX в. философско- этическая проблематика, связанная с А., получила развитие в исследованиях «просо- циального» поведения, в которых А. анализируется в контексте практических отношений между людьми на материале различных форм солидарности — благодеяния, благотворительности и т.п., а также в контексте этики заботы. Достижения эволюционной генетики позволили представителям социо- биологии показать биологические предпосылки А. и функциональную неопределенность того, что принято считать «личным интересом». Исходя из совершенно иных методологических и теоретических оснований, социобиологи пришли к важному выводу о взаимоопосредствованности личного и общего интереса (на что, выдвигая разные аргументы, указывали Дж. Батлер, Гегель и Маркс). Оказалось, что в дилемме «А. — эгоизм» заключается противоречие не частного и общего, а моего и чужого интересов. А., с этой точки зрения, понимается как содействие не общему интересу, а именно интересу другого человека, возможно, как равного, и при любых условиях — как ближнего, и уточняется, что А. необходимо отличать от коллективизма как принципа, ориентирующего человека на благо сообщества (группы). Такое определение нуждается в нормативной и прагматической спецификации; в частности, относительно того, кто судит о том, в чем заключается благо другого, в особенности когда другой не может считаться в полной мере способным судить о том, что составляет его действительный интерес.

Литература:

Конт О. Общий обзор позитивизма. Гл. XIV: Альтруизм как истинное основание личной морали // Родоначальники позитивизма. Вып. 4-5. СПб., 1912;

Милль Дж.С. Утилитарианизм. О свободе. П., 1900;

Соловьев B.C. Оправдание добра // Соловьев B.C. Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1988;

Шопенгауэр А. Две основные проблемы нравственности //Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992;

Altruism/Ed. Paul E.F., Miller F.D., Paul J. Cambridge, 1993;

Altruism and Helping Behavior: Social Psychological Studies of Some Antecedents and Consequences. N.Y. - L., 1970;

Nagel T. The Possibility of Altruism. Princeton, 1970.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 11-12.

Tags: 
Понятие: