Неокантианство (Кузнецов, 2007)

НЕОКАНТИАНСТВО - философское движение второй половины XIX в., возникшее под лозунгом «назад к Канту» (Zuriick nach Kant). Возобновление интереса к Канту связано с работами крупнейших историков мысли К. Фишера («Жизнь Канта и основы его учения», 1860), Ф.А. Ланге («История материализма», 1866), О. Либмана («Кант и эпигоны», 1865). Н. объединяет в себе целый ряд разнородных направлений, общим для которых был интерес к идеям Канта, рассматривавшимся во многом в качестве противовеса позитивизму и посткантовскому идеализму. Часть представителей Н. — кантофилологи (Э. Адикес, X. Файхингер) — видели главной своей задачей создание как можно более адекватного образа кантовской философии; этой цели служили подготовка академического издания работ Канта, которое продолжает выходить до сих пор (с 1900 г. вышло 29 томов), основание кантовского общества (1904) и журнала Kant-Studien (1896), а также подробнейшее комментирование основных сочинений Канта. Другие усматривали в философии Канта удобный трамплин для собственных эпистемологических, психологических, онтологических или аксиологических учений. Наиболее значимые результаты были получены представителями Марбургской (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер) и Баденской (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) школ. Коген и Наторп развивали трансценденталистские мотивы кантовской философии, причем под трансцендентализмом понималось выявление логической структуры знания (всякий же «психологизм» отметался). Изменению в этой связи подверглась трактовка «вещи в себе»: она понимается теперь как неразрешимая задача человеческого разума. Трансцендентальный метод Канта предлагалось распространить за пределы выявления условий возможности естествознания и математики на все другие сферы духовной деятельности человека. Баденская школа акцентировала внимание на другом аспекте кантовской философии: интересе Канта к нормативным принципам. На основе разработки различных аспектов нормативности была осуществлена классификация наук и выявлена специфика наук о духе в отличие от наук о природе. Важнейшими отличительными чертами наук о духе (в противовес естественным наукам) признавался интерес к индивидуальному, а также соотнесение духовных фактов с ценностями (добром, красотой и т.п.). В других течениях Н. и близких к нему направлениях предпринимались попытки использовать кантовские разработки учения о познавательных способностях в психологических и психофизических учениях (Й. Мейер, Л. Нельсон), а также в построении новых типов онтологий (Ф. Паульсен, Н. Гартман).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 353-354.