Аксиология (Кузнецов)

АКСИОЛОГИЯ - философское учение о ценностях как основаниях целеполагающей деятельности людей. Центральное для А. понятие ценности фиксирует важнейший аспект существования человека — его способность к активному и сознательному преобразованию мира и самого себя в соответствии со значимыми для него идеальными представлениями. В самом общем виде выделяются ценности материальные, социальные и духовные. В первых выражается отношение человека к вещам и процессам окружающего мира с точки зрения их способности удовлетворить его жизненно важные потребности (в пище, одежде, комфорте и т.п.). Социальные ценности (например, представления об интересной работе, профессиональном успехе, общественной справедливости, рациональном государственно-политическом устройстве и т.п.) обеспечивают деятельность человека как социального существа. Наконец, благо-даря духовным ценностям человек реализует себя как творческую и нравственную индивидуальность: созидает (и интерпретирует) художественные произведения, оценивает поведение окружающих и свое собственное и т.д. Отличительными чертами ценностных представлений являются: а) их бинарный характер, т.е. наличие противоположных ценностных модальностей, предполагающих личный волевой выбор (приятное — неприятное; доброе — злое; прекрасное — безобразное; справедливое — несправедливое); б) иерархичность как позитивных, так и негативных ценностей. При этом само смысловое содержание ценностных представлений является весьма различным и определяется в зависимости от культурно-исторического контекста.

Категория ценности в определенной степени противостоит гносеологической категории истины. На это обратил внимание еще Аристотель, разделявший разум на теоретический, или созерцательный, и практический, или этико-политический. Последний, согласно Аристотелю, «от созерцательного ума... отличается своей направленностью к цели» (Соч. В 4-х т. Т. 1. М., 1976. С. 442). Впоследствии жесткое различие между теоретическим и ценностно-практическим разумом будет отстаивать Кант, с которого, собственно, и можно начинать отсчет А. как самостоятельной сферы философских исследований. Для Канта человек, с одной стороны, есть природно-телесное существо, включенное в необходимые природные связи, а потому вынужденное познавать их посредством соответствующих им врожденных логико-теоретических способностей; с другой стороны, он — свободно волящее нравственное существо, руководствующееся в своей деятельности ценностными максимами практического разума. Однако лишь со второй половины XIX в. своеобразие ценностного бытия человека получает систематическое и разнообразное осмысление. В баденской школе неокантианства (Виндельбандт, Риккерт) разрабатывается онтология ценностей, постулирующая их трансцендентное и объективное смысловое существование, лежащее в основе любых субъективных актов оценки и ценностных предпочтений. Иную по существу концепцию выдвинули представители философии жизни. Так, В. Дильтей ставит проблему различия логических категорий, посредством которых мы познаем природу, и «категорий духовного мира» (ценность, понимание, смысл, цель, значение), посредством которых только и может быть схвачена и выражена сфера человеческих переживаний и духовного творчества. Критический пересмотр понятия ценности предпринимает Ф. Ницше, подметивший тот факт, что ценностным представлениям, когда они становятся достоянием массового сознания и тем более когда они приобретают идеологический характер, свойственны репрессивность, языковой фетишизм и выхолащивание жизненно значимого содержания. Идеи Ницше будут интенсивно разрабатываться в аксиологических доктринах XX в., особенно в постмодернистской традиции.

Один из самых глубоких вариантов А. в русле феноменологической традиции был предложен М. Шелером. В противовес формалистической и рационалистической этике Канта им разрабатывалась «материальная этика ценностей», в которой подчеркивалась особая роль интуитивного переживания и воплощения ценностных содержаний, предшествующих любой ценностной рациональной рефлексии. М. Шелер постарался также выявить «материальные» априорные структуры ценностных переживаний в вице иерархии бинарных модальностей: приятного и неприятного, любви и ненависти, благородного и неблагородного, симпатии и антипатии. Им же была предложена иерархическая классификация ценностных представлений, во главе которой стоит религиозная «ценность святости». Близкий к шелеровскому вариант А. в русле своей стратификационистской онтологии предложил Н. Гартман, наделив ценности Духа объективным существованием, которое раскрывается в субъективных актах ценностных суждений и поступков. Правда, онтологический статус объективного мира

ценностей у Гартмана так и остался неясным. В отечественной традиции наиболее систематические варианты религиозно-философской А. были предложены B.C. Соловьевым и Н.О. Лосским. Объективный и абсолютный характер ценностей (Добра, Красоты, Истины), по их мнению, обусловлен наличием совершенного божественного бытия, в своем творчестве человек должен стремиться к посильному воплощению этой ценностной полноты.

В аксиологических исканиях XX в. отразились как его драматические политические коллизии, так и существенные культурные трансформации, связанные с техническим прогрессом и возникновением сложнейшего комплекса нравственных проблем в науке, технике и политике. Из философских трудов аксиологическая проблематика перекочевала на страницы научных и научно-популярных изданий, стала предметом обсуждений в медицине, биологии, психиатрии, педагогике и даже в точных науках. Здесь достаточно указать на такие проблемы, как угроза существованию жизни на земле со стороны негативных аспектов технического прогресса; нравственные аспекты трансплантации органов, эвтаназии, клонирования в биологии и медицине; сохранение автономии человеческой личности в условиях глобальной информатизации и т.д. В настоящее время сложился целый комплекс междисциплинарных аксиологических дисциплин — биоэтика и этика науки, без взаимодействия с которыми не может сегодня успешно развиваться собственно философская А.

Вместе с тем в философской А. по-прежнему остается целый ряд краеугольных теоретических проблем, далеких от своего окончательного решения и служащих по сию пору предметом жарких дискуссий. К их числу, в частности, относятся: проблема природы ценностей; проблема ценностных абсолютов и их критериев; проблема понимания и усвоения ценностных смыслов; вопрос о соотношении национальных и общечеловеческих, личных и коллективных ценностей и т.д. Для современных философско-аксиологических исследований характерно их смыкание с антропологической проблематикой и философией языка.

Литература:

Риккерт Г. О системе ценностей Ц Логос. 1914. Т. 1. Вып. 1;

Шелер М. Избранные произведения. М., 1994;

Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 4-6.

Понятие: