Государственный совет (Орлов, 2012)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ — 1) высшее законосовещательное учреждение Российской империи, созданное 1 января 1810 г. по Манифесту Александра I и действовавшее до 20 февраля 1906 г. Идея учреждения Государственного совета принадлежала М. М. Сперанскому. Создание Государственного совета не затрагивало основ самодержавия в России. Членов Совета назначал император из министров и высших сановников (первоначально в нем было 35 членов, к 1890 — 60). Внесение законопроектов для рассмотрения в Государственном совете являлось прерогативой императора. Ни один новый закон не должен был представляться на утверждение монарха без предварительного обсуждения членами Государственного совета (на практике это положение неоднократно нарушалось). Император мог согласиться как с мнением большинства, так и меньшинства членов Совета.
Выступать с законодательной инициативой члены Государственного совета могли только в пределах компетенции своего ведомства. Они же обеспечивали исполнение законов, относившихся к нему, и проводили в жизнь все распоряжения верховной власти. Государственный совет распределял финансовые средства между министерствами и рассматривал отчеты министров до их предоставления императору;
2) верхняя законодательная палата, созданная по Манифесту Николая II от 20 февраля 1906 г. и в соответствии с новой редакцией Основных законов Российской империи (23 апреля 1906) накануне образования представительной Государственной думы в результате Революции 1905—1907 гг.
Принцип комплектования Государственного совета (по сравнению с прежним) был изменен. Вводилось выборное начало — одна половина состава ежегодно назначалась императором, вторая — избиралась: от сословий (шесть от духовенства и 18 от дворянства), по одному от каждого земства, шесть человек от АН и университетов, 12 — от Совета и местных комитетов торговли, мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ, два — от финляндского сейма. В 1914 г. Государственный совет состоял из 188 человек.
Ведению Государственного совета подлежало обсуждение принятых Государственной думой законопроектов, а также рассмотрение законодательных предположений, возбуждаемых членами Совета. Статья 106-я определяла, что «Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами»; в реальности Дума имела ряд полномочий, которыми не обладал Совет.
25 февраля г. Николай II издал указы о «перерыве в занятиях» Государственного Совета и Государственной Думы с планируемым сроком возобновления их деятельности не позднее апреля 1917 г. После Февральской революции 1917 г. Государственный совет не возобновил свою работу.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 136-137.