Либерализм (Кузнецов, 2007)
ЛИБЕРАЛИЗМ - идеология (набор политических, экономических, религиозных и других убеждений), в основе которой лежат идеи равенства, рациональности, свободы и частной собственности. Л. признает необходимость демократии, принцип верховенства права, свободу индивида, терпимость к инакомыслию, веру в прогресс общества. Л. был наследником и продолжателем реформаторских и антифеодальных идей эпохи Просвещения. Вначале Л. возник как требование религиозной свободы, а затем и политической в противовес господству церкви и старой аристократии с их привилегиями и правами. Л. понимает равенство прежде всего как равенство возможностей, а не равное распределение материальных и социальных благ. Термин «Л.» появился в начале XIX в. Краеугольный камень Л. - оптимистической взгляд на природу человека, способного удовлетворить свои потребности и нужды рациональными способами. По мнению сторонников Л., человек способен к самосовершенствованию и ему нужно создать условия для осуществления этой способности. С точки зрения Л. главное в социальной политике — обеспечение максимальной автономии и свободы человека. Частная собственность дает индивиду стимул работать. Обогащаясь, он обогащает общество. В экономической теории Л. выступает за свободное предпринимательство, в политике — за обеспечение прав человека и его личной свободы.
Л. в широком значении — это интеллектуальная и нравственная установка на такую организацию жизни, которая построена на признании политических и экономических прав личности в пределах, ограниченных законами.
Например, В Англии, отталкиваясь от идей экономиста А. Смита, призывавшего к невмешательству правительства в экономику, либералы первоначально считали, что общество должно быть насколько возможно свободно от вмешательства государств в его дела, т.к. лучшим регулятором экономики является свободный рынок. Однако к концу XIX в. стало ясно, что свободный рынок не «работает» как самонастраивающийся механизм, «идеально чистой» конкуренции не существует, формируются монополии, общество поляризуется, что ведет к экономическим кризисам и социальным конфликтам. Тогда, продолжая считать своей целью свободное общество, Л. предложил «смягчать» негативные последствия «свободной рыночной экономики» с помощью издаваемых государством законов. На смену идеи независимости экономики от государства приходит идея ограниченной позитивными законами свободы предпринимательской деятельности. Государственное вмешательство становится гарантией не только политических свобод, но социальных и экономических прав граждан.
Л. может эволюционировать как в сторону анархизма, полагая, что общество максимально выиграет от снятия ограничивающих поведение людей правил, так и в сторону социализма, полагая, что инструменты государственного регулирования необходимо использовать для увеличения богатства общества. Последняя точка зрения согласуется со взглядом на мировую политику, согласно которому сильные государства (или, что лучше, мировое сообщество) могут обеспечивать соблюдение правил поведения на международной арене, поддерживать миропорядок и оказывать помощь в перераспределении ресурсов и возможностей более равномерно между богатыми и бедными странами.
В последние десятилетия появляется нео-либерализм, признающий справедливость ряда положений консерватизма.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 279-280.