Космизм (Кузнецов)
КОСМИЗМ — система нравственных воззрений, в которых моральная мотивация и смысл жизни человека, а также общая перспектива эволюции живого рассматривается в связи с идеей преображения космоса в результате овладения человеком космическим пространством, в ряде концепций — обогащения человеческой душевной жизни силой космического разума. В Древней Греции было широко распространено представление о космосе как особой сфере высшего бытия, наделенной разумом, содержащим прообразы всего многообразия вещей (Аристотель). В христианской философии идея космоса отходит на второй план, на первом оказывается нравственный мир человека, рассматриваемый по аналогии с характеристиками единого всемогущего Бога. Интерес к космосу усиливается в эпоху Возрождения в связи с использованием представления о человеке как микрокосмосе. В Новое время использование представлений о космосе развивается на основе общих перспектив развития человеческого рода. Представление о некоторой космической силе используется в концепциях Макса Шелера и Тейяра-де Шардена.
Особый интерес в нравственном плане представляет русский К. Исследуя нравственную мотивацию, представленную в К., Вл. Лосский отмечает близость эволюционных идей, высказанных Вл. Соловьевым, О. Контом, Н. Федоровым, С. Булгаковым, с характерной для Восточной церкви идеей обожения космоса. Обожение предполагает переход космоса от неустойчивого, хаотического состояния к совершенной организации, наполненной божественной любовью, преобразованной под влиянием божественных энергий. Всякая тварь, согласно этим представлениям, стремится к движению от неполной благодати к состоянию обожения. Этот процесс, согласно ортодоксальным христианским воззрениям, мог бы совершаться в раю. Но на его пути встал первородный грех, что усложнило эволюцию всего космоса. Для выправления пути человека к Богу потребовалась жертва Христа. Но человек не может ограничиться пассивным принятием этой жертвы. Он, виновный в искажении собственной природы и в нарушении нормальной эволюции всего космоса, включается в работу по преобразованию последнего, ощущает заботу о всякой твари. На пути своего соединения с Богом человек, согласно данным представлениям, не отстраняет от себя тварного, т.е. не уничтожает окружающий его природный (животный, растительный) мир, но собирает в своей любви весь раздробленный грехом космос.
Широкую известность получил К. русского философа Н.Ф. Федорова, отстаивавшего возможность воскрешения мертвых «естественным» путем. Он полагал, что это можно сделать за счет концентрации духовных сил, благодаря чему сын возрождает к жизни отца, тот — своего отца и т.д. Преодоление смерти служит у Федорова условием остановки истории, что является необходимым для обретения высшего смысла бытия, т.к. в совершающейся истории настоящее обязательно приносится в жертву будущему. Выход в космос при этом оказывается необходимым в связи с тем, что без этого не может быть завершена история. Федоров считает, что, отказавшись от обладания небесным пространством, мы должны будем отказаться и от нравственного совершенствования человечества.
Было предложено также эстетическое обоснование космической философии, согласно которому мир неизбежно приходит к прекрасному целому, в котором гармонически сочетаются все отдельные компоненты. По существу это возрождение древнего взгляда о космосе как упорядочивающем начале, которое противостоит хаосу. Выраженные в художественной форме у В.Ф Одоевского, А.В. Сухово-Кобылина названные идеи предстают как поиск смысла истории, который обнаруживается в упорядочивающей земное бытие и небесное пространство деятельности человека.
Естественнонаучный К. представлен фи-лософией К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского. В естественнонаучном К. идея несовершенства земного бытия получает развитие в утверждении необходимости и разработки конкретных средств управления земной эволюцией с позиций упорядочивания всего универсума, превра
щения его в сферу разума. Вернадский разрабатывает свое знаменитое учение о ноосфере, в которой разум организует все околоземное пространство, полностью гармонизируя отношения общества и природы. Циолковский предлагает решение конкретных вопросов о создании ракетной техники, думая, однако, о ракете прежде всего как о средстве распространения разума от одной планеты к другой. Чижевский интересуется влиянием активности Солнца на глобальные изменения климата и массовые события земной истории. Цель опять же заключается в том, чтобы поставить подобные явления под контроль набирающего мощь человеческого разума.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 268.