Калам (Кузнецов)
КАЛАМ (араб., букв.: речь, беседа) — термин, который в средневековой мусульманской литературе имел три главных значения: слово божье (в смысле «логоса» Филона Александрийского, христиан и неоплатоников); способ рассуждения, основанный на разуме — логика или диалектика; «спекулятивная теология» (ал-калам). Вместе с К. в исламе возникла концепция атрибутов Бога, связанная с проблемами единобожия, свободы воли, судьбы грешников в потустороннем мире и т.п. К. как способ рассуждения можно сравнить с философскими доводами в защиту вероучения ислама. К. как «спекулятивная теология» является одним из направлений мусульманской философии, сложившимся в начале IX в. и опиравшимся на логико-философские положения, а не на следование религиозным авторитетам (таклид). В историко-философском плане К. можно рассматривать как попытку анализа «священного писания» с точки зрения философии. Можно выделить шесть основных проблем, обсуждаемых представителями К. (мутакаллимами) при интерпретации Корана: а) проблема атрибутов Аллаха. Начало разработки данной проблемы в К. было положено спорами между мусульманами и христианами относительно Троицы вскоре после завоевания арабами Сирии (635). С развитием К. вера в реальное существование нетелесных атрибутов Бога была воспринята большинством религиозных авторитетов, но отвергалась теми мутазияитами, которые утверждали абсолютную единосущность Бога, отрицая в нем всякую множественность и реальность приписываемых ему атрибутов и считая, что они обозначают лишь его имена; б) проблема временного статуса Корана. Одни мутакал- лимы утверждали, что Коран является воплощением слова божия и поэтому обладает и божественной, и земной природой, а другие считали, что Коран — это не более как выражение предшествующего слова божия или подражание ему; в) проблема сотворения мира. Концепцию творения ex nihilo в явной форме нельзя найти в мусульманском писании. Мутакаллимы считали возможным творение мира «из несущего», т.е. из ничто, мутазилиты рассматривали «несущее» как нечто реальное и утверждали, что мир был сотворен из некой предшествующей материи; г) проблема атомарной структуры мира. Древнегреческая атомистика была использована мутакаллимами для опровержения вечности мира и наличия в нем причинно-следственных связей; д) проблема причинности. Некоторые мутакаллимы отрицали объективную причинно-следственную связь между явлениями, считая, что регулярная последовательность событий есть не что иное, как результат таких действий Бога, которые в человеческом мире называются случайными; е) проблема свободной воли и предопределения. Мутакаллимы толковали проблему человеческой воли по-разному: одни считали, что Бог наделил человека свободой воли с самого рождения и поэтому человек несет ответственность за свои поступки, другие же утверждали, что Бог наделяет человека перед каждым его действием соответствующей силой (концепция «касб» — «приобретение»).
В К. принято выделять три этапа: ранний К. — мутазилизм (IX в.); поздний К. — ашаризм (X—XII вв.); фаяьсафа — сближение К. с философией восточного перипатетизма (XIII—XV вв.).
Сочинения:
Ал-Ашари. Макалат ал-исламий-йин вахтилаф ал-мусаллин. Стамбул, 1929—1931. Т. 1— 2;
Ал-Багдади. Усул ад-дин. Каир, 1984; А Juwayni. Al-Irshad. Cairo, 1950;
Al-Ashari. Maqa- latal-islamiyyin. Weisbaden, 1980; McCarthy R.J. The Theology of al-Ashary. Beyrouth, 1953.
Литература:
Саллум Т.И. Руайа джадида ила илм ал-калам ал-ислами. — Адаб ва-накд. Каир, 1984;
Али Самин Нашшарю. Нашаталфикр ал-фалсафи фи ислам. Каир, 1982;
Wolfson. The Philosophy of the Kalam. Cambridge, 1976;
Ibragim Т., Sagadeev A. The Classical Islamic Philosophy. M., 1990;
Ибрагим Т.К. О каламе как «ортодоксальной философии» ислама «критика одного ложного стереотипа» НАА. 1986. 3. 205—212;
Сагадеев А.В. Калам Классический ислам: традиционные науки и философия. М., 1988.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 236.
См. также ст. Ашариты.