Восприятие (Конт-Спонвиль)
ВОСПРИЯТИЕ (PERCEPTION). Всякий опыт в той мере, в какой он носит сознательный характер; всякое сознание в той мере, в какой оно носит эмпирический характер. Восприятие отличается от ощущения как большее от меньшего, как множество от составляющих его элементов (восприятие подразумевает несколько связанных между собой и организованных воедино ощущений). Поэтому ощущение как таковое, понимаемое в отрыве от восприятия, есть не более чем абстракция. Вы видите какие-то цветовые пятна — вы воспринимаете пейзаж. Дух во всем устанавливает порядок, как учил Анаксагор (74); во всяком случае, дух пытается это делать. Ему недостаточно ощущать; он объединяет ощущения в сознании, опыте, форме и делает это не после ощущения, а сразу, с самого начала, — вот это и есть восприятие. Рассеянные в пространстве пятна света оно преобразует в вид, шумы — в информацию, ароматы — в обещание чего-то. Воспринимать значит представлять себе мир, каким он перед нами предстает, а восприятие и есть наше окно в мир и все окружающее.
Примечания
74. Анаксагор из Клазомен в Малой Азии (ок. 500-428 до н. э.) — древнегреческий философ, выдвинувший учение о неразрушимых элементах — «семенах» вещей. Движущим принципом мирового порядка считал ум (нус), организующий элементы.
Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 108-109.