Досократики (Фролов)

ДОСОКРАТИКИ — условное название группы деятелей начального периода древнегреческой философии (7 — начало 4 в. до н. э.). Условным это название является потому, что многие из виднейших досократиков действовали после жизни Сократа. Неусловным в этом названии является только то, что досократики еще не ставили вопроса о цели и назначении отдельного человека, об отношении мышления к бытию, об имманентной диалектике мышления и ограничивались лишь учением о природе, космосе, о чувственно-наглядной и объективной реальности. Все эти вопросы решались именно с точки зрения чувственного космоса, состоящего из вечного круговорота стихий. К числу досократиков относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Диоген из Аполлонии (5—4 века до н. э.), Ксенофан, Пифагор, Парменид и его ученики из Элей, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп и Демокрит. Основной предмет философствования у досократиков — космос — мыслился состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Для всей натурфилософии досократиков характерна диалектика стихий, которая особенно ярко выражена у Демокрита и Гераклита. Чувственные стихии были пронизаны организующим, но по сути материальным принципом (логос у Гераклита, любовь и вражда у Эмпедокла, вечно подвижные атомы у атомистов и т. д.). Классики марксизма-ленинизма высоко ценили стихийный материализм досократиков, основанный на борьбе с мифологией, из которой исключался антропоморфизм, хотя все еще оставалась нетронутой идея живой материи (Гилозоизм).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 127-128.

Понятие: