Христианство в Японии эпохи Эдо (Масе, 2013)

Период с середины XVI века до середины XVII века историки называют христианским столетием в Японии. С одной стороны, потому что это было время наибольшего распространения этой религии в Японии, а с другой — потому что христианство имело в японском обществе реальное значение. Сложно определить количество христиан. В своих отчетах западные миссионеры обычно стремились преувеличить их число. Более того, смена вероисповедания целых регионов вслед за своим господином, особенно на Кюсю, не позволяет предполагать глубокого проникновения в новую веру.

Еще одно неизвестное, реальное влияние христианства на японское общество. Сначала оно кажется очень слабым. Но из-за жестоких преследований христиане Японии отрицали или скрывали принятие этой веры.

Первые миссионеры, прибывшие в Японию, в которой, можно сказать, не было сильной центральной власти, почти не испытывали серьезных затруднений. Восстановление сильной власти в конце XVI века и более глубокое знакомство с политикой Запада в остальной части мира привели к тому, что отношение к христианам со стороны правителей страны становилось все более жестким и завершилось изданием в начале XVII века запретительных указов, за которыми последовала политика искоренения христианства.

Тот, кто не отрекался, был казнен. Подобная мера была эффективной. После последнего мятежа в Симабара в 1638 году, подавленном при содействии голландцев, в Японии больше не оставалось явных христиан. Система обязательной регистрации в монастырях, практика эфуми — уничтожения религиозного изображения, доказывающего, что испытуемый не является христианином, система контроля за соседями, позволили уничтожить последние христианские общины.

Однако существовали какурэ кириситан, скрытые христиане, а именно на архипелаге Гото, вблизи Кюсю. Они сумели сохранить свою веру вплоть до времени открытия страны и окончательного снятия запрета на христианство в 1873 году.

На протяжении эпохи Эдо христианство было известно только по его опровержениям. Если обращение западных книг на светские темы было постепенно разрешено, то все сочинения, посвященные религиозным или философским вопросам, оставались под запретом. Единственные труды, которые сумели обойти цензуру, были появившиеся в конце периода работы иезуитов, переведенные на китайский язык и привезенные в Нагасаки вместе с другими китайскими сочинениями. Таким образом, можно увидеть бесспорные христианские заимствования в произведениях Хирата Ацутанэ, одного из ученых школы национальных наук.

Масе, Ф. и М. Япония эпохи Эдо / Франсуа и Миеко Масе. – М., 2013, с. 195-197.

Понятие: