Бахушрутия
Бахушрутия (санскритское bahusrutïya, «школа эрудитов») — буддийская школа «семейства» махасангхики, возникшая в середине III века до н. э. в результате раскола школы гокулика, практически сразу после обособления последней. Основателем ее считается Яджнявалкья, который в духе «демократизма» махасангхиков призывал своих адептов донести истину буд. учения до всех буддистов — как монахов, так и мирян (по легендам, он погрузился в медитацию еще во времена Будды, пребывал в ней два столетия, а затем вышел из нее и подверг критике трактовку трех «корзин» у оснований махасангхиков). Канон текстов бахушрутии, как и тхеравады, состоял только из компонентов трех «корзин» (см. Типитака) — Виная-питаки, Сутра-питаки и Абхидхармапитаки.
Основным регионом школы считается нижнее течение реки Кришна (Южная Индия), другими регионами ее влияния были Андхра (Центральная Индия) и Пешавар (современный Пакистан). Бахушрутия развернула активную миссионерскую деятельность: с I по IV век н. э. ее монастырские общины распространялись по всему Индостану — от крайнего севера до крайнего юга, их центры существовали в Таксиле, Пешаваре, Тахти-Бахлоле, Нагарджунаконде. Некоторые индологи (напр., Э. Джонстон) относили к этой школе и великого поэта Ашвагхошу (многие это предположение, однако, оспаривали).
Среди религиозных проблем, решением которых занималась бахушрутия, была и проблема даров, или пожертвований: хотя Будда и считался онтологически внеположенным буд. общине-сангхе, дары, по мнению представителей школы, следует приносить и ему и ей. Таким образом, здесь представители школы пытались занять срединную позицию между воззрениями махишасаки, считавшей Будду одним из составляющих общины, к-рому на этом основании следует приносить пожертвования, и дхармагуптаки, подчеркивавшей его непричастность к общине и потому настаивавшей на бесполезности пожертвований ей.
Основное нововведение бахушрутии в буддийскую философскую доктрину, вызвавшее протест со стороны традиционалистов-тхеравадинов, — это провозглашение «трансцендентности» (локоттара) ее ключевых пунктов: «страдательности» (духкха) всего сущего, его преходящести (анитья) и бессубстанциальности (анатма), а также двух понятий, постепенно возводившихся буддистами до статуса Абсолюта,— нирваны и шуньяты («пустотность»). В определенном смысле они признавали «надмирность» и самой буд. общины. Остальное в буд. учении Б. считали лишь «земным» (лаукика).
Бахушрутия ставила вопрос о двух уровнях истины познания вещей — конвенциональном и абсолютном (см. Две истины). Эта стратификация истины применялась и к трактовке самой проповеди Будды, в которой позднее они различали «относительную истину» (самврити-сатъя) и «благородную истину» (аръя-сатъя), и в этом следует видеть существенный вклад бахушрутии в общебудийскую герменевтику. Указанная герменевтическая установка, опирающаяся на стратификацию уровней истины, а также онтологизация основных «предельных» понятий (нирваны и шуньяты) свидетельствуют о том, что бахушрутия представляла собой одну из заметных «станций» на пути буддийского мировоззрения от традиционной модели к махаянской. В своей «практической философии» бахушрутии отстаивали тезис, согласно которому путь, ведущий к устранению страданий (4-я Благородная истина; см. Четыре благородные истины), не может осуществляться посредством психотехники (как полагало большинство буддийских школ); он является путем накопления «заслуги» (пунья) и опирается прежде всего на нравственный тренинг.
В рамках бахушрутии сложилось и отдельное филос. направление, специально разрабатывавшее стратификацию истины, — праджняптивада («учение [о том, что все вещи суть лишь] названия»). В учении Будды некоторые предметы суть лишь простые названия (праджняпти), другие принадлежат к истинам относительным (самвритисатъя), третьи — к сфере абсолютной истины (парамартхика-сатъя), четвертые относятся к следствиям определенных причин (хету-пхала). Праджняптивадины, однако, не остановились на стратификации истины, но сделали и дальнейший логич. ход, предприняв иерархизацию самой реальности вещей. Так, обычные эмпирич. вещи, по их рассуждению, обладают только частичной реальностью, будучи в конечном счете лишь следствием употребления обыденного языка, тогда как страдате-духкха обладает реальностью абсолютной (парамартха). Люди только кажутся субъектами своих действий, тогда как на деле все осуществляется самими действиями, которые, каким-то образом аккумулируясь, обеспечивают «вызревание» своих результатов (карма-пхала-випака) в виде форм и обстоятельств существования индивидов. Сансара и нирвана также не более чем словесные выражения.
Очевидно, что и здесь мы имеем дело с явными начальными разработками приоритетных концепций будущих основных школ махаяны — и мадхьямаки, и виджнянавады.
В.К. Шохин
Цитируется по изд.: Философия буддизма. Энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц, М., 2011, с. 152-154.
Литература:
Bareau A. Les sectes bouddhiques du petit véhicule. Saigon, 1955; DuttN. Buddhist Sects in India. D., 1977; ElPh. Vol. 8. Buddhist Philosophy from 150 to 350 A.D. / Ed. by K.H. Potter. D., 1999; Шохин В.К. Школы индийской философии. Период формирования (IV в. до н.э. — II в. н.э.). М., 2004.