Философия буддизма

Буддизм – религиозно-философское учение, возникшее в северо-восточной части Индии в 6-5 веках до н. э. В ходе исторического развития буддизм стал одной из наиболее распространенных религий наряду с христианством и исламом. Согласно буддийской традиции, основателем буддизма является Сиддхартха Гаутама, прозванный Будда Щакьямуни (буквально «Просветлённый мудрец из рода Шакьев»). Уже при жизни личность Будды была окутана легендами. Считается, что перед беременностью мать Сиддхартхи Гаутамы увидела предзнаменование: ей приснилось, что в её тело вошёл белый слон. Она поняла, что родит великого человека. Когда ребёнок появился на свет, отец постарался воспитать его так, чтобы будущий властелин не знал ни в чём ни нужды, ни горя, и не выпускал его из дворца. Но Сиддхартха хотел узнать реальную жизнь и тайно проник в город. Во время этого путешествия он столкнулся со смертью, болезнью и старостью и испытал острое страдание, осознав, что счастье и наслаждение не могут длиться вечно. В поисках путей освобождения от страданий Сиддхартха покинул дворец и обратился к духовным поискам истины, которую познал в состоянии глубокого сосредоточения, сидя под священным деревом Бодхи. На сорок девятый день сознание Сиддхартхи абсолютно просветлело и он обрёл состояние Будды.

Буддизм возник как оппозиция кастовому строю. В учении буддизма утверждалось равенство всех людей в страдании и право всех на спасение.

Основные положения буддизма были изложены в буддийском каноне, получившем название «Трипитака» – «Три корзины». Буддийский канон существует в нескольких редакциях, но полностью до нашего времени дошла одна из них, осуществлённая школой тхеравадинов на языке пали, поэтому его ещё называют палийским.

Трипитака состоит из трёх больших сводов:

1. Сутра-питака («сутра» буквально «нить») – это собрание бесед-наставлений, проповедей Будды, предназначенных для самого широкого круга слушателей»;

2. Виная-питака («виная» буквально «устав») содержит свод правил, регламентирующих жизнь членов буддийской общины;

3. Абхидхарма-питака («абхидхарма» буквально «трактат») представляет со[1]бой метод наставлений, сопровождавшийся строгой логико-теоретической интерпретацией сутр и их основных положений.

Буддийская религиозно-философская доктрина основывается на следующих основных характеристиках бытия: анитья – невечность, анатма – бессущность и духкха – прозрение.

Буддизм исходит из того, что в мире нет ничего, что не было бы подвержено изменению. В мире есть только становление, не имеющее ни начала, ни конца. О бытии можно говорить лишь как ежемгновенном изменении. Сам термин «бытие» равносилен термину «перемена», и истина – это становление, а бытие и небытие – крайность. Буддизм говорит, что мы создаём представление о мире, исходя из отношений, связей и состояний. На самом деле всё сущее состоит из отдельных элементов, физических и психических. Эти вечно меняющиеся элементы бытия в буддизме называются дхармами.

Дхармы-частицы, по учению Будды, есть носители бесконечного числа качеств: вещей, предметов, явлений. Каждое отдельное качество имеет начало и конец своего существования. По сравнению с вечностью, долгота жизни каждого качества является бесконечно малой величиной. В этом смысле каждое качество есть «вспышка». Каждое потухание означает порождение новой вспышки и нового потухания. Все существующее представляет собой единый поток, вихрь, состоящий из элементов, жизнь которых мгновенна, но то, что действительно есть – дхармы как носители качества – пребывают всегда.

Дхармы постоянно возникают и исчезают, заменяясь новыми. Этот процесс не произволен, он подчиняется закону причинно-следственного происхождения. Ничто не является без соответствующей достаточной причины. Одни элементы непременно следуют за другими. Это учение о «совместно-зависимом» происхождении дхарм является одним из важнейших в буддийском мировоззрении. Оно неразрывно связано со вторым положением буддизма – отрицанием души – атмана. В отличие от сторонников Упанишад, для которых понятие души – атмана означало личность в её целостности, обнимало тело и душу, в свою очередь отождествлявшуюся с духовным началом вне человека – всеобщим атманом, буддизм полагал, что в духовном мире так же мало единства, как и в мире материальном.

Если мир состоит из дхарм-частиц, то душа из отдельных духовных элементов. Буддизм полагает, что невозможно говорить о целостности личности. Как в куче зерна нет ничего, кроме тех зёрен, из которых она состоит, так и в человеческой личности нет ничего, кроме отдельных психических состояний, из которых она слагается. Только наша привычка или ограниченность нашего познания приписывает целому какое-то особое бытие. Атман не существует вне пяти групп элементов, так называемых «скандх»: (1) физической группы, тела, (2) чувствований, приятных или неприятных, (3) понятий, (4) воли, (5) сознания.

В данной классификации сознание разделяется на две категории: сознание вообще как способность восприятия внешнего мира и сознание как формирование конкретного образа воспринимаемого объекта, т. е. представления и понятия. Таким образом, в буддизме в понятие «личность» включается и объект, воспринятый живым существом. Бытие индивида – это момент сознания, соответствующий воспринимаемому объекту: сознание видимого для формы и цвета, сознание слышимого для восприятия звуков и т. д., поэтому объект в буддизме перестает существовать как таковой, сам по себе, он становится частью внутреннего мира данного человека. Личность понимается только как имя, упорядочивающее названную комбинацию пяти скандх – несубстанциональных и мгновенных элементарных психических состояний. Такое представление о человеке отрицает наличие в нём какого-то вечного неизменного начала. Причина предшествует следствию. Человеческая личность, как и все другое в мире, подчиняется закону причины и следствия, который и позволяет наряду с отрицанием существования души признать действие закона кармы, переселение душ. По закону причинности, элемент сознания не исчезает из круговорота жизни с нашей смертью совершенно, он проявляется вновь в другом месте в другой форме. Смерть и рождение – это важные события, но всё равно это лишь мгновения в целой цепи отдельных, с необходимостью следующих друг за другом мгновений. Поэтому очевидно, что психический мир новорождённого не возник ниоткуда, он при рождении представляет собой лишь следующее мгновение для целого ряда душевных антецедентов, точно так же как его тело есть лишь особое мгновение в развитии тела из зародыша, которому в свою очередь предшествовали отдельные частицы материи. Следовательно, каждую новую жизнь необходимо пони[1]мать как результат прежних существований и в этом смысле не как рождение, а как перерождение. Пребывание в проявленном круговороте бытия – сансаре – сопровождается страданием, но оно несёт в себе возможность свободы. Страдания исчезают тогда, когда гибнет невежество. Невежество в буддизме есть незнание Четырех Благородных Истин. Первая Истина – это Истина о существовании страдания. Вторая – есть Истина о причине страдания. Третья – это Истина о прекращении страдания и четвертая – Истина о Пути.

Страдание, согласно учению буддизма, это фундаментальная характеристика бытия как такового. Всё есть духкха – страдание, и даже удовольствие есть страдание, потому что, во-первых, оно преходяще, а, во-вторых, достигается усилиями и трудом человека. Это первая Истина.

Вторая Истина указывает на происхождение страдания от страстей, желаний, влечений, привязанности к жизни. Если бы не было жажды жизни, не было бы и страдания.

Третья Истина – это Истина и том, что от страдания можно избавиться, и существует состояние, в котором страдания нет. Это нирвана.

Слово «нирвана» восходит к санскритскому корню «нир» со значением «угасание», «затухание». Нирвана – это состояние свободы и особой надличностной полноты бытия. Это непроявленное бытие, трансцендентное всему нашему сансарическому опыту. Это состояние сознания, которое невозможно выразить словами, а можно только пережить. Поэтому Будда ограничился самыми общими характеристиками нирваны как состояния свободного от страдания, совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания.

Четвертая Истина говорит о том, что имеется так называемый восьмеричный Путь, ведущий к нирване, состоящий в правильной вере, правильном стремлении, правдивой речи, добром поведении, честном способе добывания средств к жизни, истинном старании, правильной памяти и правильном сосредоточении. Буддизм подчеркивает, что освобождение человека от страданий есть результат усилий самого человека. Архаты и бодхисаттвы, неустанным совершенствованием достигшие состояния просветления, могут только наставлять живые существа на Путь освобождения.

Таким образом, буддизм, как и вся индийская философия, пытался решить в первую очередь практические этические задачи, стоящие перед человеком. Решимость победить страдание и более никогда не рождаться в сансре предполагало неустанное совершенствование человека во всех областях жизни. Философское учение Будды и есть ключ к обретению мудрости, ведущей к просветлению, суть которого заключается в устранении себя как эмпирического существа, разум которого наконец-то достиг уничтожения желаний.

Цитируется по изд.: Пендюрина Л.П. Философия Древней Индии и Древнего Китая. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2009, с. 22-25.