Австрийская школа политической экономии

АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ — антимарксистское направление в буржуазной экономической теории последней трети XIX и начала XX века. Наиболее видными представителями ее были австрийские экономисты К. Меигер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. В противовес Марксовой теории трудовой стоимости австрийская школа с начала 70-х годов XIX века выдвинула концепцию субъективной оценки материальных благ — как «потребительных» (предметы потребления), так и «производительных» (средства производства и труд). Развивая исходные положения буржуазной вульгарной политической экономии (см.) первой половины XIX в., в особенности характерные для нее теории распределения (Ж. Б. Сэй) и «воздержания» (Сениор), подвергнутые критике еще Марксом, экономисты этой школы выдвинули так называемую теорию предельной полезности, согласно которой ценность благ определяется не затратами общественно необходимого труда, а субъективной оценкой покупателя и продавца, полезностью товара. Представители австрийской школы выступили против Марксовой теории прибавочной стоимости. Они объясняли получение капиталистами прибыли не эксплуатацией рабочего класса, а разницей между субъективными оценками полезности «благ настоящего» (предметы потребления) и «благ будущего» (средства производства и труд). Игнорируя роль и значение общественного характера производства, австрийская школа не в состоянии объяснить реальные явления экономической жизни — обмена, стоимости, цены, прибыли, капитала и т. д. Ее попытки объяснить стоимость, цену, заработную плату, прибыль, процент, ренту субъективными, психологическими мотивами приводят к признанию капитализма вечным общественным строем, служат его апологетике. Австрийская школа и ее современные сторонники рассматривают все категории политической экономии в извращенном виде: труд рабочего как «благо будущего» оценивается заниженно по сравнению с необходимыми для жизни рабочих предметами потребления; капиталистическая прибыль трактуется как необходимое вознаграждение владельца капитала за его участие в производстве наряду с трудом и землей. Тем самым весь анализ существующего капиталистического строя сводится к внеисторическим категориям, якобы не связанным с развитием определенного способа производства и его закономерной сменой более прогрессивной общественной формой. В настоящее время теория предельной полезности составляет одну из основ буржуазных экономических учений, оправдывающих господство монополистического капитала и получение им высоких прибылей.

Цитируется по изд.: Политэкономический словарь. Под ред. проф. Е. Ф. Борисова, проф. В. А. Жамина и проф. М. Ф. Макаровой. Издание второе. М., 1972, с. 6-7.