Инквизиция и предшествующие настроения умов

I. В тринадцатом веке вкус к аллегорическому толкованию священного писания развился до такой степени, что буквальный смысл его почитался почти ни за что. Точное правило, данное церкви относительно обхождения с еретиками, ограничивающееся запрещением общаться с ними после первого и второго их предупреждения, было признано недостаточным. Появилось убеждение, что еретиков следует преследовать, установив корпорацию людей, специально назначенных, чтобы их обнаруживать всеми возможными средствами; доносить на них, не предупреждая их лично; подвергать их ужасным наказаниям. Назначать эти наказания, по установившемуся обычаю, церковная власть не имела права, но она всячески понуждала светскую власть применять их, угрожая ей самой громами и проклятиями церкви, которые не один раз заставляли законных государей терять корону. Представители церкви совсем не думали о том, что такое поведение их противно духу евангелия; наоборот, они видели его оправдание в аллегории о двух мечах св. Петра 124, о смерти Алании и Сапфиры 125, в некоторых других событиях этого рода, которые не имели никакого отношения к новому учению в глазах того, кто читал священное писание с чистосердечием христианина первых трех веков церкви.

II. В 1198 году, когда Иннокентий III 126 вступил на папский престол, такая перемена в мыслях была всеобщей. Иннокентий III был способен поддерживать эту новую систему идей, даже дать ей распространение, так как он был не только одним из первых юристов своего времени, но, кроме того, царствовал в качестве светского государя над Папской областью 127, обладание которой

[54]

послужило его предшественникам для торжества их политики. Эта же побудительная причина заставила его самого в продолжение всего своего понтификата присоединять к наследию св. Петра128 новые земли. Он обладал слишком большой проницательностью, чтобы не видеть, как важно было для успеха его замыслов умножать религиозные корпорации, которые все исповедывали преданность святому престолу и повиновались только его приказаниям; поэтому он утвердил несколько монашеских орденов. Он замечал, что, вопреки канонам Веронского собора и указам королей Арагона, маркизов Прованса, в Нарбоннской Галлии 129 и соседних с ней странах альбигойская ересь торжествует над папскими буллами благодаря покровительству, оказываемому еретикам графом Тулузы и другими севьерами. Он предположил, что страх, внушаемый епископам графами Тулузы, Фуа 130 и некоторых других областей, и другие человеческие побуждения препятствовали строгому исполнению тех мер, которые были утверждены против еретиков Веронским собором. Поэтому он воспользовался правом, которое, повидимому, ему давало такое положение дела, чтобы послать на места комиссаров с поручением исправить зло, которому епископы не оказали противодействия.

III. Между тем папа не решился лишить самих епископов руководства этими делами, так как он знал, что оно принадлежало им по божественному праву. Но действие средств, изобретенных его политикой, было таково, что с течением времени епископская власть впала в состояние почти полного ничтожества, как это мы увидим в дальнейшем изложении этой Истории.

IV. Иннокентий III не желал давать учреждаемой им инквизиции форму и устойчивость постоянной и непрерывной корпорации из боязни, чтоб она не была плохо принята и чтобы основные положения, которые он хотел установить, не встретили слишком большого сопротивления. Он удовольствовался образованием особой комиссии, будучи убежден, что время поможет завершить и упрочить его дело. Мы видим здесь, что глава церкви вел себя с большой осторожностью и искусно устанавливал основы инквизиции, чтобы его преемники были в состоянии продолжать воздвигать начатое им здание, если смерть помешает ему его докончить, что и случилось как раз в середине его предприятия.

[55]

Цитируется по изд.: Льоренте Х.-А. История Испанской цивилизации. Том I. М., 1936, с. 54-55.

Примечания

124. Обычно апостол Петр изображается в памятниках христианской иконографии с двумя ключами (подразумеваются ключи царства небесного, а апостол Павел с двумя мечами. Папа как наследник Петра имеет в своем гербе два ключа.

125. По «Деяниям апостольским».

126. Иннокентий III—папа (1198—1216 гг.), происходил из города Ананья в Центральной Италии и носил имя Лотаро Конти. При нем произошли следующие события: состоялся четвертый крестовый поход, который в 1204 г. положил начало Латинской империи в Константинополе, завоеванном крестоносцами (французами и венецианцами); шла война с альбигойцами; впервые введена инквизиция как церковное учреждение с определенными целями и законами; был соевая двенадцатый вселенский (четвертый Латеранский) собор в 1215 г.

127. Светская область церкви — так называемое Папское государство, или Папская область, возникло в 754 г. при папе Стефане II, постоянно увеличивалось дарами и завоеваниями и достигло значительных размеров. Кроме местностей в Италии папам принадлежали города и области на юге Франции, в Провансе. Потом постепенно папские владения стали суживаться и к 1870 г. ограничились только городом Римом, который тогда же был занят королем Италии и объявлен столицей Итальянского королевства. Папа Пий IX отлучил от церкви короля Виктора-Эммануила II и в знак протеста объявил, что будет жить безвыходно в Ватикане (Ватикан—часть Рима с папским дворцом и базиликой св. Петра). В 1929 г. Муссолини заключил соглашение с папой Пием XI и признал за ним светскую власть в пределах Ватикана.

128.       Наследие св. Петра (Patrimonimn Petri) — специальное название части Папской области, состоявшей из земель, подаренных папству при папе Григории VII, в 1077 г., великой герцогиней тосканской Матильдой. Иногда под наследием св. Петра разумеют всю Папскую область.

129.       Нарбоннская Галлия (Gallia Narbonensis)—провинция Римской империи. В IV в. была разделена на три части, почти соответствовавшие границам позднейших провинций Французского королевства—Лангедока, Прованса и Дофина.

130. Фуа (Poix)— графство в Провансе, самостоятельное с 1050 до 1479 г.

Понятие: