Космополитизм (Ильичёв, 1983)

КОСМОПОЛИТИЗМ (от греч. κοσμοπολίτης — космополит, гражданин мира), идеология так называемого мирового гражданства, реакционная буржуазная идеология, отрицающая государственный и национальный суверенитет, проповедующая отказ от национальных традиций, национальной культуры, патриотизма. По свидетельству Диогена Лаэртия, слово «космополит» было впервые употреблено киником Диогеном Синопским (VI 63). Плутарх приписывал приоритет Зенону из Китиона (Plutarchi Мог. 329 А—В). По Эпиктету, Сократ был космополитом, и он же создатель этого термина: «Если верно то, что утверждают философы о родстве между богом и людьми, тогда на вопрос о родине человек должен отвечать словами Сократа: я не афинянин или коринфянин, а я космополит...» (Disc. I 9, 1). Подобное свидетельство содержится и в сочинениях Цицерона. По мнению некоторых исследователей, идея космополитизма встречается уже у софистов Антифонта и Гиппия и частично у Теофраста (см. Das Weltbürgertum in der Antike, «Die Antike», B.—Lpz., 1926, Bd 2, H. 3, S. 178).

Кризис античного полиса и создание разноплеменного государства Александра Македонского явились причиной появления разных по содержанию космополитических воззрений. Одни из них обосновывали расширение сферы эксплуатация (Александр Македонский, Марк Аврелий). Космополитизм киников Антисфена и Диогена Синопского выражал отрицательное отношение к полису. Стоики, главным образом Зенон из Китиона, в космополитическом идеале искали общественную форму, которая сделала бы возможной жизнь каждого человека по единому всемирному закону. Космополитические идеи киренаиков выражались в словах: «ubi bene, ibi patria» («где хорошо, там и отечество»).

В эпоху феодализма основным носителем реакционных космополитических тенденций выступала католическая церковь. В период Возрождения идеи мирового гражданства были направлены против феодальной раздробленности (Данте, Кампанелла). Абстрактно-гуманистический идеал мирового гражданства в эпоху Просвещения выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков (Данте, Петрарка, Пико делла Мирандола, Вивес, Рабле, Мон-тень, Эразм Роттердамский).

Идеологи революционной буржуазии во Франции в эпоху Просвещения в борьбе против феодализма выдвигали гуманистический идеал человечества. В Германии, в противоположность феодально-партикуляристскому «патриотизму» и княжескому деспотизму и религиозности, идеи мирового гражданства развивали Лессинг, Гёте, Шиллер, Кант, Фихте в своеобразном единстве с патриотическими идеями, отражая стремление к национальному единству.

Позднее буржуазный космополитизм приобретает реакционный характер, он отражает природу капитала, стремящегося туда, где его ожидает наибольшая прибыль. «Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 427). Космополитизм не исключает буржуазного национализма и шовинизма угнетающих наций, а возникает на его почве.

Космополитические идеи получили особое распространение в эпоху империализма. В борьбе против национально-освободительного движения идеологи империалистической буржуазии усиливают проповедь «устарелости» национального суверенитета. Объективная тенденция капитализма к «интернационализации», действующая наряду с тенденцией к образованию национальных государств, вызывает попытки «обосновать» необходимость создания наднациональных сообществ.

Космополитизм не образует отдельного направления в современной буржуазной философии или социологии, он представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма: буржуазные политические науки (проповедь мировой политической интеграции, наднациональных блоков и межгосударственных монополистических организаций); экономические теории (реакционно-утопические проекты создания планируемой мировой капиталистической экономики); права (теории международной правосубъектности личности и так называемого мирового права, основанные на отрицании национального и государственного суверенитета). Космополитические идеи создания мирового государства или мировой федерации выдвигаются в современных условиях также представителями гуманистического пацифизма (например, предложение о превращении ООН в мировое государство). Подобные теории носят явно утопический характер, так как не учитывают существования государств с различным социальным строем, а также борьбы народов за сохранение национального суверенитета, за национальное освобождение.

Пролетарский интернационализм противоположен буржуазному космополитизму, призывающему к слиянию наций путём насильственной ассимиляции и закабаления народов мира империализмом. Марксисты рассматривают перспективу сближения, а затем и слияния наций с точки зрения объективного хода общественного развития, свидетельствующего о том, что слияние наций — это длительный процесс, наступающий в результате освобождения и расцвета наций и происходящий совершенно добровольно (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 22, с. 136).

Е.  Д.   Модржинская.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., т. 4;

Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство..., там же, т. 2;

Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, там же, т. 3;

Ленин В. И., О праве наций на самоопределение, ПСС, т. 25;

Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27;

Ленин В. И., О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме», там же, т. 30;

Модржинская Е. Д., К.— империалистич. идеология порабощения наций, М., 1958;

Кузьмин Э. Л., Мировое гос-во: иллюзии или реальность?, М., 1969;

Социоло-гич. проблемы междунар. отношений, М., 1970.