Культ предков у коми

Объектом поминальных обрядов у коми были умершие предки, которых коми[1]зыряне называли важйдз (“старые люди”) (от важ - “старые, древние” и йдз - “люди”), важйдс (“старые”), коми-пермяки - важйес (“старые, древние”). Важ йдз - общее название умерших предков, чаще так называют своих, родовых предков, родителей, реже - предков народа в целом или древних людей вообще.

По представлениям коми, родители после смерти проживают на том свете (.мддаръюгыд), но при этом незримо присутствуют рядом с живыми потомками, интересуются их делами и выражают свое отношение к делам живых, являясь им во сне или проявляя свое присутствие какими-либо знаками. К родителям у коми принято обращаться за помощью и советом в трудной ситуации, угощать их, общаться как с живыми. Существует множество обрядовых и бытовых ситуаций, когда считается необходимым поминать и угощать предков-покойников. Распространенный у коми обряд преломления хлеба заключался в том, что первый вынутый из печи хлеб посвящался умершим; рекомендовалось преломить его, прочитать молитву, пригласить покойников словами: “Вошйд-сибддчд, муса рддителъяс” (“Придите[1]попробуйте, дорогие родители”), причем, все умершие данной семьи перечислялись поименно. После этого хлеб клали на специальную полочку под образами.

Особые поминки родителей на кладбище и дома устраивают в родительские (обычно субботние) дни, приуроченные к православным праздникам (Пасха, Троица и др.). На обрядовые совместные трапезы (по случаю окончания жатвы, уборки урожая, охоты и т.д.) обязательно приглашали предков. Их звали не только к праздничному столу или обрядовой трапезе, но и к каждому завтраку, к свежему хлебу, к спиртному, к свежему чаю традиционной формулой: “Вошйдй-сибддчдй, рдди[1]телъяс” (“Приступайте-придвигайтесь, родители”). При этом существуют запрет на приглашение к ужину ночью, в некоторых местах после обеда, так как считается, что к вечернему или ночному столу могут прийти только заложные покойники и нечистые духи.

В поминальной обрядности предусматриваются особые кормления птиц, для которых на могилах поминаемых рассыпают зерно или же кладут зерно в специальные кормушки над могилой. У ижемских коми в намогильном памятнике делается специальное отверстие для души-птицы. По представлениям летских коми, после погребения душа в виде птицы прилетает в прежний дом, где для нее ставят тарелку с зерном. Кроме того, имеют место и некоторые конкретные орнитоморфные персонификации умерших. Так, у коми-пермяков во время праздника “встреча трясогузок” под птицами, прилетавшими с юга на родину, подразумевались предки. В похоронной обрядности начала века остатки намогильной поминальной трапезы отдавали собакам и воронам, при этом предполагалось, что пища таким образом попадает непосредственно к умершему.

Прекращение ритуальных отправлений могло вызывать кару со стороны умершего, в результате которой человек или домашние животные заболевали. Для того чтобы выяснить, кто из умерших был причиной болезни, коми прибегали к особому гаданию, которое коми-зыряне называли чер дшлан-кдртлан, а коми-пермяки - чер дшван (“подвешивание топора”). Гадание заключалось в следующем: перед устьем печи подвешивали топор, привязав его к хлебной лопате, затем начинали перечислять имена умерших. При произнесении того или иного имени топор начинал раскачиваться и тогда становилось ясно, кто наслал напасть, обидевшись за невнимание к нему со стороны живых родственников. Выяснив таким образом имя роди[1]теля, устраивали ему жертвоприношение или поминальный обед (Грибова, 1964). У коми еще не так давно иногда заключались договоры между подругами, супругами, друзьями о том, что тот, кто умрет раньше, явится живому в сновидении и расскажет о загробной жизни (Шарапов, 1997. С. 227).

Некоторые из верхневычегодских и ижемских коми сообщали, что им покровительствуют родители, являясь в трудных ситуациях или накануне каких-то перемен. Чаще всего в числе покровителей называют прямых предков до четвертого колена (прадеда, родителей и др.) или теток, дядьев, благосклонностью которых пользовались при их жизни. Живые могут посещать тот свет и встречаться с умершими родственниками в сновидении. При этом сновидцу следует соблюдать ряд рекомендаций: нельзя есть пищу, которую предлагают умершие, целовать умерших, пожимать им руки и т. п.

Цитируется по изд.: Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М., 2000, с. 149-150.

Понятие: