Неотомизм (СЗФ.ЭС, 2009)

НЕОТОМИЗМ - течение в современной католической философии, основывающееся на учении Фомы Аквинского. Получило статус официальной философской доктрины Ватикана после опубликования в 1879 году энциклики папы Льва XIII «Aeterni patris». К числу крупных центров, ориентированных на разработку и распространение учения неотомизма относятся Академия святого Фомы в Ватикане, Католический институт в Париже, Пуллахский институт (близ Мюнхена), университет Нотр-Дам (США) и другие. Ведущие представители неотомизма - Э. Жильсон, Ж. Маритен во Франции, Э. Корет, И. Месснер в Австрии, Ю.М. Бохеньский в Швейцарии, В. Бруггер, А. Демпф, И.Б. Лотц, М. Мюллер, Й. Пипер, К. Ранер в ФРГ, Д. Мерсье, А. Дондейн, Ж. Ладрьер, Л. де Реймекер, Ф. Ван Стеенберген в Бельгии, М. Кромпец, К. Войтыла (папа Иоанн Павел II) в Польше, Ф. Ольджати, У. Падовани, К. Фабро в Италии.

Еще в первой половине 20 века, наряду с тенденциями по сохранению в неприкосновенности основоположений философии Аквината, имели место попытки ее модернизации путем обращения к наследию И. Канта и новейших школ западной мысли. После II Ватиканского собора (1962-1965), санкционировавшего курс католического обновления («аджорнаменто»), отчетливо обозначилась антропоцентрическая переориентация неотомизма, выразившаяся в усвоении им инструментария феноменологии, экзистенциальной герменевтики, немецкой философской антропологии, персонализма. Защищая религиозное видение универсума и человека, представители неотомизма утверждают предустановленное свыше непротиворечивое единство данных веры и разума, нерасторжимую взаимосвязь теологии откровения, рационального богословия и метафизики. Поскольку метафизические тезисы понимаются в качестве совершенно автономных и не подлежащих коррекции со стороны науки, философское умозрение в истолковании н. ориентируется на собственные критерии рациональности.

В сфере онтологии теоретики неотомизма опираются на положения аристотелевско-томистской традиции. Отстаивая принцип креационизма (божественного сотворения мира), представители неотомизма утверждают первичность тотальности чистого божественного бытия. Последнее трактуется как невыразимое посредством категорий и фиксируемое лишь с помощью специфических надкатегориальных определений («трансценденталий»), к числу которых относятся основные «лики Божества» - Единство, Истина, Благо и Красота. Сопричастный Богу сотворенный мир природы и культуры также изначально наделяется ценностным измерением.

Метафизика н. предлагает подробное рассмотрение отношения Бога к сотворенному бытию. В Боге имеет место тождество сущности и существования. В сфере сотворенного бытия существованию предшествует сущность. Следуя тезису Аквината, согласно которому в разуме Творца заложены сущностные образы - формы вещей, приверженцы неотомизма полагают, что Бог, создающий мир из ничего, изливает в него собственную экзистенциальную полноту и одновременно строит его сообразно с определенными сущностными образцами. Одновременно неотомизм не отвергает существования в мире автономных «вторичных» причин, дополняющих первичные первопричины, заданные свыше сообразно с волей Бога. Экзистенциальная интерпретация связи божественного бытия и царства творения, предпринятая Э. Жильсоном и Ж. Маритеном, становится сегодня общепринятой в неотомизме. Многообразие сотворенного бытия неотомизм истолковывает при помощи идеи гилеморфизма: каждое конкретное образование (субстанция) состоит из материи и духовной формы. Материя есть пассивное начало, возможность, требующая для своей актуализации наличия формы. Иерархическая упорядоченность - важнейшая черта картины сотворенного бытия. Первоматерия, неорганическая природа, мир растений и животных, человек и царство «чистых духов», ангелов - таковы ступени иерархии творения.

Неотомизм утверждает существование аналогии Бога и его творения. Творец противоположен миру, но его создание позволяет в некоторой степени судить и о нем самом. Принцип «аналогии бытия» служит опорой традиционных доказательств бытия Бога. Сегодня весьма популярны и доказательства, опирающиеся на экзистенциальный опыт личности, на идею изначальной теономичности человека, его сопряженности с Абсолютом. Они встречаются уже в философии Ж. Маритена, а в послесоборный период - у большинства теоретиков трансцендентального н., пытающихся реформировать его в антропологической перспективе.

Гносеология томизма и неотомизма выдержана в духе умеренного реализма. Вслед за Аквинатом истина трактуется в неотомиском учении прежде всего в онтологическом ключе как соответствие вещи ее форме, заданной в разуме Бога. В гносеологическом измерении истина - соответствие познавательного образа в человеческом интеллекте реально существующим вещам. В учении Аквината познание предстает как созерцательный по своей природе процесс, не предполагающий активности человеческого субъекта в посткантовском ее понимании. Однако, согласно гносеологии Аквината, сознание обладает интенциональностью - направленностью на объект. В силу этого каждый материальный объект, вещное образование, может рассматриваться под различными углами зрения, т. е. представать как формальный объект, интересующий познающего субъекта. Подобное разграничение позволяет утверждать возможность взаимодополнительности обыденного, научного, философского и богословского видения одних и тех же материальных объектов. Познание характеризуется как процесс последовательной дематериализации содержания, полученного субъектом при отображении реальности. При этом вступают в действие различные способности души индивида. «Познавательные формы» чувственного порядка варьируются по степени обобщенности и являют собой итог деятельности совокупности внешних и внутренних чувств. Активный интеллект осуществляет обработку чувственных образов и приводит к образованию «познавательных форм» высшего порядка - понятий.

Теоретики неотомизма спорят между собой о механизме опосредования в процессе познания. Если сторонники умеренно-непосредственного реализма (Э. Жильсон, Ж. Маритен и др.) отрицали возможность принятия в границах гносеологии неотомиского учения И. Канта и иных модификаций трансцендентальной философии, ищущих априорные (доопытные) основания не только познания, но и бытия человека, то приверженцы умеренно-опосредованного реализма (Э. Корет, К. Ранер и др.) активно усвоили методологический инструментарий и категориальный аппарат кантианства, феноменологии и герменевтики. Эта версия неотомистской гносеологии доминирует в наши дни. Целостность человеческого знания предстает в гносеологии н. как обладающая иерархическим строением и никоим образом не противоречащая откровению. Описывая ступени умозрительно-теоретического постижения мира, приверженцы н. обычно располагают на первой из них естествознание и философию природы. Для характеристики естественных наук они зачастую заимствуют конструкции из арсенала Логического позитивизма, постпозитивизма, французского неорационализма и герменевтики. Наука истолковывается как дающая лишь фиксацию и объяснение эмпирических феноменов, тогда как философия природы притязает на мировоззренческий синтез ее данных. Вторая ступень отводится математике как знанию о чистом количестве, третья - метафизике, анализирующей проблемы бытия. Метафизика лишь частично совпадает с теологией, ибо содержит в себе рациональную теологию. Теология откровения, хотя и питает метафизику мистическим опытом, но не входит в нее. Теология выступает в рамках неотомизма как пример единства познавательного и практического отношения к миру. К практическому, заинтересованному познанию относятся также мораль, искусство и гуманитарные науки. Над ними возвышаются религиозная этика, эстетика, философия истории и прочие отрасли философского знания, занимающие подчиненное положение по отношению к метафизике и теологии, а следовательно, зависимые от откровения веры.

Человек в антропологии н. понимается как сложная субстанция, состоящая из двух простых субстанций - души и тела. Душа - формообразующий по отношению к телу принцип - предстает основой личности, а телесное начало связывается с индивидуальностью.

Универсальная цель, смысл существования личности состоит в созерцании божественного блага. Личность направляема в своих деяниях «естественным законом», предписывающим творить добро и избегать зла. Стремясь к благу, личность обретает совокупность интеллектуальных, моральных и теологических добродетелей, на культивирование которых и должна быть ориентирована общественная жизнь. Вопрос о творческой активности человека, созидающего культурно-исторический мир, привлекает особое внимание теоретиков трансцендентального н., сочетающих традиционную томистскую антропологию с идеями М. Хайдеггера, Г.-Г. Гадамера, М. Шелера, Г. Плеснера, П. Рикера. В числе его ведущих представителей - К. Войтыла, Э. Корет, И.Б. Лотц, К. Ранер, М. Мюллер и др. Сторонники трансцендентальной антропологии неотомизма стараются снять традиционное томистское противопоставление созерцательного характера познания и практической деятельности, рисуя человека как всецело деятельное существо, чья культурная активность предопределена порывом к Абсолюту и стремлением воспроизвести его ценностные лики в земной жизни.

Неотомизм сочетает характерное для христианской религиозной философии провиденциально-эсхатологическое видение общества и истории с анализом актуальных социальных проблем. Общество понимается и как совокупность отдельных индивидов, и как «сверхличность». Уже в трудах Ж. Маритена была сформулирована идея о взаимодополнительности сакральной и мирской истории, церкви (Града Божьего) и общества (Града земного), наличии имманентного гуманистического смыслового содержания процесса развития человечества, заключающегося в его нравственном совершенствовании. К. Ранер и др. представители школы трансцендентального н. заговорили о возможности религиозно-критической философии истории, обозревающей динамику социокультурного развития в свете абсолютного гуманизма христианства и радикальной эсхатологии. В своей эволюции общество, согласно социальной теории неотомизма, должно следовать вечным нормативным принципам, которые могут по-разному толковаться в различных ситуациях. Осуществление этих принципов призвано обеспечить примирение противоречий между социальными слоями, политический плюрализм и соблюдение прав и свобод граждан. Отдавая приоритет общечеловеческим ценностям, представители неотомизма проводят мысль о необходимости «третьего пути», лежащего между «капиталистическим индивидуализмом» и «марксистским коллективизмом». Диалог церкви и общества понимается как средство привнесения высших религиозно-нравственных ценностей в культуру современности. Н. придает большое значение экуменическому движению как средству сближения религий и смягчения трагических противоречий современного общества.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 41-43.

Литература:

Жильсон Э. Избранное: Христианская философия. М., 2004; Коплстон Ф. Аквинат: Введение в философию великого средневекового мыслителя. Долгопрудный, 1999; Корет Э. Основы метафизики. Киев, 1998; Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем // Проблема человека в западной философии. М., 1988; Маритен Ж. Избранное: Величие и нищета метафизики. М., 2004; Coreth Е. Was ist der Mensch? Grundziige einer philosophischen Anthropologic. Innsbruck etc., 1973; Gilson E. God and Philosophy. New Haven, i960; Gilson E. Christianisme et philosophic. P., 1949; Lonergan B. Insight. A Study of Human Understand-ing. N. Y., 1958; LotzJ.-B. Martin Heidegger und Thomas von Aquin: Mensch, Zeit, Sein. Pfiillingen, 1975; Maritain J. Humanisme integral. P., 1936; Maritain J. Distinguer pour unir ou les Degres du Savoir. P., 1932; Miiller M. Existenzphilosophie von der Metaphysik zur Metahistorik. Freiburg i. Br., 1986; Miiller M. Der Kompromiss, oder, Vom Unsinn und Sinn menschlichen Lebens. Freiburg i. Br., 1986; Overhage P., RahnerK. Das Problem der Homini- sation. Freiburg i. Br. etc., 1965; RahnerK. Geist in Welt. Miinchen, 1957; Rahner K. Horer des Wortes. Freiburg i. Br., 1971; Vries A. de. Grundbegriffe der Scholastik. Darm-stadt, 1980; Wojtyla K. Personne et acte. P., 1983.

Понятие: