Флорентийская уния

Со времени крещения Руси русская церковь находилась в зависимости от греческой, византийской. Русские митрополиты назначались в Константинополе и, как правило, из греков.

В 30-х годах XV века Византия вынуждена была пойти на церковную унию с католической церковью. В это время Византия напрягала свои последние силы в борьбе с турками, которые захватили земли империи и придвинулись к самому Константинополю. Византия нуждалась в срочной помощи западно-христианских государств, но для этого она должна была пойти навстречу требованиям папского престола, добивавшегося унии православной церкви с католической под главенством римского папы.

Чтобы заручиться поддержкой папского престола, Византии особенно важно было привести к унии обширную, богатую и влиятельную русскую церковь. Именно этого более всего добивались римские папы.

В Москве к тому времени умер митрополит «всея Руси» Фотий. На митрополичий престол был выдвинут рязанский епископ Иона. Однако в Константинополе отвели кандидатуру Ионы и послали митрополитом на Русь грека Исидора, который должен был обеспечить присоединение русской церкви к унии с католической.

Вскоре по прибытию в Москву Исидор, несмотря на возражение великого князя Василия II, отправился в Италию, где в 1439 г. во Флоренции собрался церковный собор, принявший постановление об объединении католической и православной церквей. Последняя принимала догматы католической церкви, признавала главенство папы, но сохраняла свои обряды. Исидор принял унию.

Действия Исидора были направлены против интересов русской церкви, русского народа и создаваемого Москвой русского национального государства. Принятие унии ставило бы Русь в зависимость от Запада не только церковную, но и политическую. Поэтому, когда Исидор вернулся в Москву, он был низложен по приказанию Василия II собором русских епископов, арестован и заключен под стражу, откуда, впрочем, ему удалось бежать в Литву. Митрополитом «всея Руси» через некоторое время стал Иона, возведенный на престол русскими епископами по приказанию Василия II, без всякого участия константинопольского патриарха. Русская церковь действовала самостоятельно. Константинопольский патриарх не признал избрания Ионы и отлучил русских от церкви.

Твердая политика Москвы в церковном вопросе имела большое политическое значение. Обеспечив независимость русской церкви, складывающееся вокруг Москвы Русское государство упрочило свои внешнеполитические позиции.

Цитируется по изд.: Артемов Н.Е., Лебедев В.И. История СССР с древнейших времен до XVIII века. М., 1959, 204-205.