Священный союз

СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ - союз европейских монархов, заключенный после крушения наполеоновской империи. Так называемый Акт Священного союза, облеченный в религиозно-мистическую форму, был подписан 26 сентября 1815 года в Париже русским императором Александром I, австрийским императором Францем I и прусским королем Фридрихом Вильгельмом III. 19 ноября 1815 года к Священному союзу присоединился французский король Людовик XVIII, а затем большинство монархов Европы. Англия, не присоединившаяся к Союзу, по ряду вопросов поддерживала политику Священного союза, особенно в первые годы его существования, английские представители присутствовали на всех конгрессах Священного союза. Важнейшими задачами Священного союза являлись борьба против революционных и национально-освободительных движений и обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814-1815 годов. На периодически созывавшихся конгрессах Священного союза (см. Ахенский конгресс 1818 года, Троппауский конгресс 1820 года, Лайбахский конгресс 1821 года, Веронский конгресс 1822 года) ведущую роль играли Меттерних и Александр I. 19 января 1820 года Россия, Австрия и Пруссия подписали протокол, провозглашавший право их вооруженного вмешательства во внутренние дела других государств в целях борьбы с революцией. Практическим выражением политики Священного союза были Карлсбадские постановления 1819 года. В соответствии с решениями Священного союза Австрия осуществила вооруженную интервенцию и подавила Неаполитанскую революцию 1820-1821 годов и Пьемонтскую революцию 1821 года, Франция - Испанскую революцию 1820-1823 годов. В последующие годы обострились противоречия между Священным союзом и Англией в связи с различием их позиций в отношении войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке *, а затем между Россией и Австрией по вопросу об отношении к греческому национально-освободительному восстанию 1821-1829 годов. Вопреки всем усилиям Священного союза, революционное и освободительное движение в Европе расшатывало этот союз. В 1825 году в России произошло восстание декабристов. В 1830 году вспыхнули революции во Франции и в Бельгии, началось восстание (1830-1831) против царизма в Польше. В этих условиях Священный союз фактически распался. Попытки его восстановления (подписание в октябре 1833 года Берлинского договора между Россией, Австрией и Пруссией) окончились неудачей.

В течение 19 и в начале 20 веков (кроме периода, непосредственно следовавшего за образованием Священного союза) в историографии преобладали отрицательные оценки деятельности этого союза реакционных монархов. В защиту Священного союза выступали только некоторые придворные и клерикальные историки, которые оказывали лишь слабое влияние на общее развитие историографии.

В 20-х годах 20 века началось «переписывание» истории Священного союза, которое приобрело особенно широкие масштабы после 2-й мировой войны. Прежде всего пересмотру подверглась сложившаяся в исторической литературе оценка главных деятелей Венского конгресса и Священного союза (историки - Ч. Вебстер, Г. Србик, Г. Николсон), причем особо восхваляется роль «великого европейца» Меттерниха (А. Сесил, А. Г. Хаас, Г. Киссингер). Венский конгресс и Священный союз объявляются олицетворением жизненной силы консерватизма, его способности сохранять сложившиеся социальные основы после бурных общественных потрясений (Ж. Пиренн). В особую заслугу Священного союза ставится подавление революционного и освободительного движения народов. При этом подчеркивается, что руководители Священного союза «впервые в истории» создали «наднациональные и надпартийные» институты (под ними в первую очередь подразумеваются конгрессы Священного союза), которые обеспечили создание «эффективного механизма» «для сохранения порядка и предотвращения хаоса в Европе» (Т. Шидер, Р. А. Канн). Таким образом, реакционные авторы видят особую ценность Священного союза в том, что он проводил организованный «экспорт контрреволюции», который в наши дни является важнейшей составной частью программы крайних империалистических сил. Проводя сомнительные исторические параллели, новейшие империалистические историки рассматривают Священный союз как отдаленного предшественника и провозвестника «интеграции Европы» и Североатлантического блока. Подчеркивается, что НАТО предстоит еще в более широком масштабе, чем Священный союз, обеспечить согласие между главными капиталистическими державами. В этой связи уделяется внимание имевшим место попыткам привлечь к участию в Священном союзе США (Пиренн). Примечательно стремление некоторых историков (Киссингер и др.) доказать, будто опыт Священного союза свидетельствует о возможности мирного сосуществования только социально однородных государств. Характерно, что большинство новейших буржуазных работ о Священном союзе представляет собой не исследования, а опирающиеся на весьма скудную источниковедческую базу социально-политические рассуждения, целью которых является обоснование современной идеологии и практики империалистической реакции.

Л. А. Зак. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.

Примечания «ПК»

* — «…между Священным союзом и Англией в связи с различием их позиций в отношении войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке…» — Ещё бы! Ведь именно Англия подготовила и во многом организовала крушение Испанской Америки, чтобы поставить этот регион под свое влияние. Члены Священного союза не могли согласиться с английскими планами растерзать одну из мировых держав, оставив от нее лишь голый остов метрополии. Просуществовавшая в органическом единстве в течении трех столетий Испанская Америка была разрушена вовсе не каким-то мифическим национально-освободительным движением, а злой волей английской элиты.

Литература:

Маркс К. и Энгельс Ф., Русская нота, Соч., 2 изд., т. 5, с. 310; Маркс К., Подвиги Гогенцоллернов, там же, т. 6, с. 521; Энгельс Ф., Положение в Германии, там же. т. 2, с. 573-74; его же, Дебаты по польскому вопросу во Франкфурте, там же, т. 5, с. 351; Мартенс Ф., Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россиею с иностранными державами, т. 4, 7, СПБ, 1878-85; Трактат Братского христианского союза, ПСЗ, т. 33 (СПБ), 1830, с. 279-280; История дипломатии, 2 изд., т. 1, М., 1959; Тарле Е. В., Талейран, Соч., т. 11, М., 1961; Нарочницкий А. Л., Международные отношения европейских государств с 1794 до 1830 г., М., 1946; Болховитинов Н. Н., Доктрина Монро. (Происхождение и характер), М., 1959; Слезкин Л. Ю., Россия и война за независимость в Испанской Америке, М., 1964; Манфред А. З., Общественно-политические идеи в 1815 г., "ВИ", 1966, M 5; Дебидур A., Дипломатическая история Европы, пер. с франц., т. 1, М., 1947; Надлер В. К., Император Александр I и идея Священного союза, т. 1-5, Рига, 1886-92; Соловьев С., Эпоха конгрессов, "BE", 1866, т. 3-4; 1867, т. 1-4; его же, Император Александр I. Политика - дипломатия, СПБ, 1877; Bourquin M., Histoire de la Sainte-Alliance, Gen., 1954; Pirenne J. H., La Sainte-Alliance, t. 2, P., 1949; Kissinger H. A., World restored. Metternich, Castlereagh and the problems of peace 1812-1822, Bost., 1957; Srbik H. von, Metternich. Der Staatsmann und der Mensch, Bd 2, Münch., 1925; Webster Ch. К., The foreign policy of Gastlereagh 1815-1822. Britain and the European Alliance, L., 1925; Schieder T., Idee und Gestalt des übernationalen Staats seit dem 19. Jahrhundert, "HZ", 1957, Bd 184; Schaeder H., Autokratie und Heilige Allianz, Darmstadt, 1963; Nicolson H., The Congress of Vienna. A study in Allied Unity. 1812-1822, L., 1946; Bartlett C. J., Castlereagh, L., 1966; Haas A. G., Metternich, reorganisation and nationality, 1813-1818, "Veröffentlichungen des Institutes für Europäische Geschichte", Bd 28, Wiesbaden, 1963; Kann R. A., Metternich, a reappraisal of his impact on international relations, "J. of Modern History", 1960, v. 32; Kossok M., Im Schatten der Heiligen Allianz. Deutschland Und Lateinamerika, 1815-1830, В., 1964.