Теософия (Новиков, 1987)
ТЕОСОФИЯ (от греческого theos - бог и sophia - мудрость, знание; буквально - богопознание) - реакционное религиозно-философское учение о возможности «непосредственного постижения бога» с помощью мистической интуиции и откровения, доступных избранному кругу «посвященных» лиц. Представители теософии, как правило, пытаются дать субъективному мистическому опыту «богопознания» формально-логическое обоснование, что отличает их от традиционных мистиков.
Теоретическую основу теософии составляет пантеистическое представление о едином, безличном, всеобъемлющем боге, о божественной сущности всех вещей.
Практическая сторона теософии находит выражение в мистических «озарениях» и магии.
Признание возможности непосредственных контактов со сверхъестественными, потусторонними силами сближает теософию со спиритизмом и оккультизмом. Истоки теософии уходят в глубокую древность. Элементы теософии можно обнаружить в брахманизме, буддизме, каббале. Духом теософии были проникнуты неоплатонизм и гностицизм в древнем мире, секта катаров, орден розенкрейцеров, цех алхимиков в средние века. В 16 - 18 веках идеи теософии развивали Парацельс, Вейгель, Беме, Сен-Мартен, Сведенборг и другие. Элементы теософии нашли отражение в творчестве русского религиозного философа В. Соловьева, который считал теософию высшим синтезом рационального и эмпирического знания с мистикой. В новейшее время теософические воззрения усиленно насаждались «Теософским обществом», созданным в 1875 году по инициативе Е. Блаватской сначала в Нью-Йорке, а затем в Мадрасе (Индия).
Общество развернуло пропагандистскую деятельность во многих странах мира.
Теософы признают перевоплощение душ. Они проповедуют социально-утопические идеи всечеловеческого братства, терпимости ко всем религиям, поскольку в каждой из них якобы скрыта единая божественная сущность, преследуют цель «развивать сверхчувственные силы человека», что в действительности часто оборачивается бессовестным жульничеством и мистификацией.
Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 231-232.