Крестьянство на Руси в XIV—XV веках

Крестьянское население Северо-Восточной Руси называлось «людьми», «сиротами». С конца XIV века появляется термин «крестьяне», который затем вытеснил остальные термины, обозначавшие сельское земледельческое население.

Рост феодального землевладения в XIV—XV веках и образование во второй половине XV века единого Русского централизованного государства расширили сферу и усилили гнет феодальной эксплуатации.

Крестьяне, жившие на непринадлежащих светским и духоным феодалам, так называемых «черных» (государственных) землях, назывались по-прежнему черными крестьянами. Черные крестьяне жили территориально-соседскими общинами («волостями») с индивидуальным землепользованием. Общины были обложены данью и различными повинностями в пользу верховного владельца земли — великого князя. Раскладку и сбор налогов и повинностей община производила сама. Во главе общины стоял выборный староста. Все важнейшие вопросы общины решались на крестьянском сходе. Но «черных» земель с зависимыми от государства крестьянами становилось все меньше. Основная масса крестьян сидела на частновладельческих землях.

Преобладающей формой феодальных повинностей зависимых крестьян был натуральный оброк. Крестьяне поставляли землевладельцу все, что производилось в их хозяйстве и что нужно было для жизни феодала: зерно, овощи, мясо, масло, сыр, яйца, лен, шерсть. Наряду с натуральным оброком существовала барщина — «изделье». Размер и формы феодальных повинностей до конца XIV в. определялись на основе обычая,— «по старине». После, в связи со стремлением феодалов к усилению феодальной эксплуатации и протестом крестьян против этого, нормы феодальных повинностей стали вноситься в уставные грамоты. Такова, например, упоминавшаяся уже «Уставная грамота митрополита Киприана Константиновскому монастырю» (1391 г.).

Во второй половине XV в. наблюдается повсеместное усиление феодальной эксплуатации крестьян, что явилось результатом роста товарно-денежных отношений. Ориентируясь на рынок, феодал расширял собственное хозяйство и увеличивал натуральные оброки. В это время в ряде мест, прежде всего в Новгородской земле, появляется денежная форма ренты.

Помимо феодальных повинностей в пользу феодалов, крестьяне несли также различные повинности в пользу государства.

Они были обложены данью — налогом, должны были ремонтировать и строить городские укрепления, строить почтовые тракты, давать корм княжеской администрации и т. д.

Основная масса крестьян была в это время уже крепко опутана сетями экономической зависимости и прочно приросла к тому или иному феодальному владению. В источниках XV в. эта часть крестьян называется «старожильцами», т. е. давно живущими на данной земле. «Старожильцы» несли всю тяжесть феодальных повинностей и практически были прикреплены к земле феодала. Кроме закрепощения коренного населения своих вотчин, феодалы стремились привлечь на свои земли крестьян со стороны, предоставляя им различные льготы. Эти крестьяне назывались «новоприходцами». Они селились целыми «слободами». С течением времени эти крестьяне также попадали в зависимость и сливались с массой «старожильцев».

Одним из распространенных средств привлечения крестьян и закрепления их за данным феодальным хозяйством была денежная ссуда — «серебро». В XV в. имелась значительная группа «серебряников» — крестьян, взявших ссуду серебром на устройство своего хозяйства. За полученную ссуду серебряники обязаны были платить проценты или работать в хозяйстве феодала.

Но не только рост феодальной зависимости характеризовал положение крестьян в XIV—XV вв., изменялось и юридическое положение крестьян. Феодалы были недовольны тем, что крестьяне имели право ухода от своего господина. Они стремились к ликвидации этого права и к прикреплению крестьян. Навстречу желаниям феодалов пришла усилившаяся власть московского великого князя. Уже в середине XV в. князья давали отдельным феодалам грамоты, запрещавшие крестьянам выход. Прежде всего это коснулось «старожильцев», а затем и других категорий зависимого населения. В некоторых местах крестьянский выход был разрешен (при условии погашения всех долгов) только в Юрьев день — 26 ноября. В 1497 г. в Судебнике Ивана III Юрьев день был распространен на все государство и все категории крестьян.

Помимо крестьян, в феодальном хозяйстве работали холопы. Часть из них жила на барском дворе и пользовалась хозяйским инвентарем. Их называли «страдниками» или «страдными людьми». Некоторые холопы жили в деревнях, имели собственную запашку и по своему положению приближались к крепостным крестьянам. Чаще труд холопов применялся в ремесле, в обслуживании барского двора (приказчики, ключники и т. д.). Однако труд холопов был маловыгодным, поэтому бояре стараются сократить число своей холопской челяди — отпускают их на волю, откуда один путь — в крепостные. В конце XV в. появляется особая категория «кабальных людей», приближавшаяся к более ранней категории XII—XIII вв. «закупов» и «закладных». Они были в полной зависимости от своего хозяина.

Усиление феодальной эксплуатации вызывало сопротивление со стороны закрепощаемого крестьянства. Крестьяне восставали и иногда изгоняли основателей монастырей со своих земель. Так, например, крестьяне изгнали строителя монастыря Даниила Переяславского, заявив ему: «Почто на нашей земле построил еси монастырь? Или хощеши землями и селами нашими обладати?» Часто происходило запахивание земель феодалов светских и церковных и неподчинение их приказам. Распространенной формой крестьянского протеста было бегство от феодалов. Однако на новых местах их вскоре постигала та же участь.

Цитируется по изд.: Артемов Н.Е., Лебедев В.И. История СССР с древнейших времен до XVIII века. М., 1959, 182-184.

Понятие: